Читая исторические хроники г. Кирсанова, можно узнать о том, что особую роль в городе еще 100 лет назад играли мельницы и мельники: «…. в 1899 году в городе Кирсанове было 18 ветряных мельниц…«; «только в последнее десятилетие XIX века в Кирсанове и пригороде было построено 10 механических мельниц и элеватор».
Это было связано с тем, что во второй половине XIX века в стране началось широкое строительство железных дорог. Одна из них — Рязанско-Уральская — прошла от Козлова (ныне Мичуринск) через Тамбов-Кирсанов на Саратов. Первые грузы и пассажиры проследовали по ней в 1875 году. Это было огромным событием для Кирсанова. Город включился в водоворот экономической жизни страны.
К Кирсанову потянулись обозы с зерном. Выросла хлебная торговля. Много зерна Россия стала вывозить за границу. Расширилась и «хлебная» деятельность в г. Кирсанов.
В начале XX века в городе строятся склады и хранилища для зерна. Воздвигаются три паровые мельницы. Самая крупная из них — мельница Крылова. На ней была механизирована подача мешков с мукой в вагоны по канатному транспорту.
Небольшой уездный городок 100 лет тому назад становится из крупнейших торговых хлебных центров не только Тамбовской губернии, но и всего обширного Юго-Восточного района средней полосы России. И это не удивительно, если принять во внимание то, что уезд Кирсанова был одним из самых многолюдных и в то же время, располагая обилием чернозема, плодороднейших уездов.
Железные артерии страны накрепко связывали его с Москвой, Санкт-Петербургом и Балтийскими портами, а трудолюбивое крестьянство усердно доставляло обильные урожаи хлебов на кирсановский базар.
Что говорит наука об образах мельника и мельницы? Каждая душа — подобна мельнику и мельнице — перемалывает идеи, измельчает представления, превращая их в полезный «продукт». Она вбирает сырой материал в виде идей, чувств, мыслей и впечатлений и раскрывает их, чтобы сделать пригодными для питания. Эту способность души часто называют обработкой. Занимаясь обработкой, мы сортируем весь сырой душевный материал, все то, что мы узнали, услышали, прочувствовали и пожелали за конкретный период времени. Мы измельчаем все это и спрашиваем: «Как мне использовать это наилучшим образом?» Мы использует эти обработанные идеи и энергии, чтобы выполнять свои самые сокровенные задачи и воплощать свои творческие замыслы. Благодаря этому человек остается бодрым и крепким.
Но в современном городе мельницы давно не мелют. Мельники — наши души — остались без работы. Это значит, что со всем сырьем, которое ежедневно поступает в нашу жизнь, ничего не делается и что все крупицы знания, которые летят нам в лицо из мира земного не усваиваются. Если у мельников нет работы, это значит, что в чем-то очень важном души перестали себя питать.
Помол зерна связан с творческой потребностью. По той или иной причине творческая жизнь наших душ переживает застой. Человек, который ощущает себя подобным образом, чувствует, что он больше не благоухает идеями, не пылает замыслами, не мелет тонко-тонко, чтобы обнаружить суть вещей — «Мельница остановилась».
На фото здание бывшей мельницы — город Кирсанов
По-видимому, существует естественный сон, который находит на людей в определенные периоды жизни. Такой сон начинает одолевать детей, когда им около одиннадцати лет. Именно тогда они начинают придирчиво сравнивать себя с другими. В эту пору их ясные глаза затуманиваются, и они совершенно не реагируют на то, что происходит у них в душе, и постепенно их чуткую, ясноглазую природу затуманивает сон.
(по материалам: http://www.grad-kirsanov.ru/article.php?id=birga, Кларисса Пинкола Эстес «Бегущая с Волками»)