Городские улицы

Уездный город. К началу XIX века Кирсанов представлял собой значительный провинциальный город. Это был типичный для России торгово-административный, купеческо-чиновничий и мещанский уездный центр.

Основным занятием населения города и уезда являлось сельское хозяйство. Земли еще не были истощены и давали хорошие урожаи. Высевались рожь, просо, овес, пшеница, гречиха, ячмень. К началу XIX века техника обработки полей оставалась низкой. Господствовали деревянная соха и серп. Реже встречался плуг. Коса только входила в обиход.

Другим видом занятий было животноводство. В степных районах развивалось овцеводство. В отдельную отрасль выделилось коневодство.

Быстрый хозяйственный рост края, его сельскохозяйственный профиль сказались и на торговле. У Кирсанова сходились все старые тракты и он в полном смысле являлся центральным торговым пунктом. Хлеб вывозился, главным образом, в Моршанск. Ржаная мука с Кирсановских мельниц доставлялась в Саратов и Камышин. В целом из Кирсанова вывозилось 600 тысяч пудов зерна и других грузов в год.

Все это сказывалось на внешнем облике города, его росте и благосостоянии. Большинство городских улиц, особенно в старых границах (центр города), появились почти одновременно в начале XIX века, когда стал осуществляться первый генеральный план застройки Кирсанова, утвержденный в 1804 году. До этого времени новоиспеченный город имел хаотичную застройку со стихийным расположением улиц и переулков.

В 1815 году в городе насчитывается две длинных улицы (Первая и Вторая Голынская) и 13 поперечных — безымянных. Первая и Вторая Голынская улицы шли параллельно друг другу от южной болотистой окраины города вверх, на север в пригородное село Голынщину, названное так по заселяющей его голытьбе. На востоке и западе с городом соседствовали слободы Уваровщина и Шиновка (называлась так по питейным заведениям — шинкам, стоящим по Тамбово-Саратовскому тракту).

Городские избы оставались, по преимуществу, деревянными. Лишь со второй половины XIX столетия с появлением кирпичных заводов в городе стали возводиться и каменные строения. Сначала это были государственные учреждения, затем помещичьи и купеческие особняки, торговые заведения (трактиры, кабаки, лавки, магазины). Часто каменным строился только первый этаж, а второй возводился из бревен.

В 1867 году Саратовские и Кирсановские уездные власти начали хлопотать о постройке железной дороги. Первый участок Тамбово-Саратовской железной дороги «Тамбов-Умет» был открыт для движения 9 августа (22 по новому стилю) 1870 года. С постройкой железной дороги кирсановская торговля получила новый импульс к развитию. В 1887 году со станций Кирсанов, Умет и Иноковка (тогда село Краснослободское) за год было вывезено более четырех миллионов пудов различных грузов. Хлеб повезли в Москву, в Петербург и за границу. Хлебные края привлекали внимание различных иностранных кампаний, не говоря уже об отечественных, закупавших здесь первосортную муку. На улицах города стали расти ряды домов, лабазов, хлеботорговых, ссыпных складов, кустарных мастерских и других строений, хозяева которых занялись доходными делами, создавали собственные кампании. Появились в городе и представительства крупнейших русских банков. Улицы получили определенные наименования, иногда — двойные. Причем названия улиц во многом отражали быт и социальный состав города.

Городские улицы. С середины XIX века Первая Голынская улица стала носить двойное название. С северного конца до Базарной (позже Соборной) площади (ныне площадь Революции) она именовалась Дворянской, а от площади до железной дороги и далее — Купеческой[1]. Параллельная ей, Вторая Голынская улица с северного конца до Базарной площади называлась Большой (с 1913 года в честь 300-летия царской династии Романовых — Романовской), а от площади до железнодорожного вокзала Михайловской.

Первая поперечная улица в южной части города называлась Железнодорожной (ныне — улица Ухтомского). Следующая поперечная улица к северу, болотистая и в колдобинах, именовалась Грязной.

Нынешняя улица Урицкого носила название Нагорной, а Коммунистическая — Мещанской.

Улица Красноармейская называлась Тамбовско-Саратовской, так как разными концами выходила на Тамбовский и Саратовский тракты. Нынешняя улица «50-летия Победы» (в советский период — ул. Энгельса) ранее носила также двойное название: к западу от Базарной площади, где располагались лесные, дровяные склады и палатки и где купцы торговали досками, поделочными материалами, щепой и т.п., улица именовалась Щепной, а к востоку (от нынешней ул. Советской) — называлась Мясницкой, так как именно здесь жили скупщики скота, мясники, также имевшие лавки и торговавшие мясными продуктами. Позже улицу называли Базарной.

Гоголевская улица именовалась Почтовой, потому что в конце нее, у кладбища, находилось почтовое заведение с постоялым двором и конюшнями. С внедрением в жизнь нового вида связи — телеграфа, уже перед Германской войной (1914-1918 гг.), улицу стали называть Почтово-Телеграфной.

Улица, прилегающая к кладбищу, называлась Кладбищенской, а нынешняя Максима Горького — Косьмодемьяновской (от названия кладбищенской церкви).

Пушкинская улица именовалась Старо-Садовой. Здесь появились первые сады в городе. Такие же плодовые сады появились и на соседней улице — нынешней Интернациональной, бывшей Монастырской, примыкавшей к Тихвино-Богородицкому монастырю.

Дальше на самой северной окраине города располагался поселок Моршань. До строительства железной дороги Кирсанов в торговом отношении больше тяготел к Моршанску. К нему, к его пристани по Моршанскому тракту везли хлеб, гнали скот. Через Кирсанов по Моршанскому тракту также пролегал путь торговых людей из Поволжья. После строительства железной дороги этот тракт потерял свое значение. Как память о нем и сохранился пригородный поселок Моршань.

В уездном центре не провели еще водопровода. Отсутствовало электричество, зато центральная, Тамбово-Саратовская, улица освещалась с помощью 117 керосиновых фонарей. Город ежедневно подметали. Увеличение населения вело и к расширению застройки города. Уже к 1913 году в городе было 15 улиц, имелось 1151 жилое здание, из которых 18 — каменные.

 

Источник: Учебное пособие по краеведению, 2002. Автор-составитель Просветов Р.Ю.

 

Автор записи: Kira avtor

Добавить комментарий