Метод исследования

На прошлой неделе каждый из вас выбрал для себя несколько интересных гипотез. Теперь мы начнем работать над их доказательством (или опровержением).

То, как мы будем это делать, как мы будем достигать цели нашего исследования и является методом исследования.

Очень часто юные исследователи только начиная проектную деятельности путают понятия метода и методологии. Методология это уже совокупность подходов и способов проведения исследования.

Но ведь вы выбрали разные темы, предметы исследования. Как вы думаете, будут ли отличаться методы исследования в зависимости от цели и темы исследования? Давайте изучим эту тему с самого начала.

Разновидность методов исследования

Появляясь на свет, ребенок не обладает знаниями.

Знания — это являются результат особого процесса познавательной деятельности людей, а процесс приобретения знаний, совершенствования, расширения называется познанием.

Научное познание включает в себя два уровня:

Метод исследования

На эмпирическом уровне преобладает познание, связанное с чувствами: в первую очередь это описание наблюдений, явлений, их классификация, систематизация, обобщение после сбора фактов, описание наблюдаемых явлений, их систематизация и классификация. Основными методами для этого уровня будут наблюдение и эксперимент.

Рассмотрим, что эти понятия означают в научном мире.

Под наблюдением ученые понимают изучение каких-либо предметов (или явлений). В время наблюдения ученые получают необходимые знания о свойствах и признаках изучаемого объекта.

Следующий метод эмпирического познания это эксперимент – метод, который осуществляется в определенных условиях. Т.е. вы можете контролировать и в любой момент повторить эти условия.

Теоретический уровень познания показывает внутренние связи явлений и процессов, постигаемых после тщательного изучения результатов эмпирического знания. Составляющими теоретического познания являются проблема, гипотеза и теория, о которых мы уже говорили.

Наверняка, каждый из вас хотя бы раз был в ситуации, когда ответ задачи очевиден, но вы не можете решить или объяснить свой ответ. Т.е. вы не понимаете, как именно вы этот ответ получили. В научном познании важно, чтобы путь, который ведет к результату был верным, т.е. результат должен достигаться правильными методами.

Общими для любого научного познания методами являются:

анализ — это разделение объекта исследования на составные части, например классификация или периодизация. синтез — процесс соединения отдельных частей объекта (свойств, признаков) исследования в единое целое;

аналогия — это способ получения знания, путем присваивание схожих свойств изучаемому объекту, если он похож на знакомый объект.

индукция — рассуждения от частного случая к общему выводу, обобщение отдельных фактов;

дедукция — логический вывод, который идет от общего к частному;

системный подход — рассмотрение объекта как системы: целостного комплекса взаимосвязанных элементов.

Но, как мы говорили в начале занятия, у каждой отрасли могут быть свои отдельные методы. Такие методы часто выходят за границы своей области, это приводит к созданию новых дисциплин. Например в геофизике используются методы географии и физики, это позволяет достичь высоких результатов.

В социально-гуманитарных науках используются такие методы, как: анализ документов, опросы, интервью, анкетирование, игровые методы и т.д. Все эти методы требуют разрабатывать специальную методику, план получения необходимой информации.

Задание:

 Подумайте, какие методы вы будете использовать в своей работе?

 Запишите выбранные методы.

 Составьте план (протокол) вашего исследования. Что и в какой последовательности следует выполнять для достижения результата.

Автор записи: Kira avtor

Добавить комментарий