Для того, чтобы приступить к работе над проектом необходимо понять, проекты каких типов могут быть. Как правильно классифицировать проекты?
Для начала давайте попробуем определить кто принимает участие в работе над проектом?
- Если вы работаете один или с научным руководителем, то ваш проект будет индивидуальным.
- Если вы работаете в группе одноклассников, друзей, единомышленников, то ваш проект – групповой.
Проекты могут отличаться по своим целям. Проект, направленный на какое-то дальнейшее практическое использование, будет называться практико—ориентированным, практическим проектом. Это может быть, например, изготовление кормушки для зимующих птиц, очистка реки от мусора и т.д. Такой проект обязательно решает поставленную задачу.
Если в проекте выдвинута гипотеза, которая в ходе работы опровергается или доказывается, то вы имеете дело с исследовательским проектом. Такой проект обосновывает актуальность выбранной темы, в нем обязательно используются научные методы:
-
Эмпирические методы познания
Основой эмпирических методов являются чувственное познание (ощущение, восприятие, представление) и данные приборов. К числу этих методов относятся:
- наблюдение — целенаправленное восприятие явлений без вмешательства в них;
- эксперимент — изучение явлений в контролируемых и управляемых условиях;
- измерение — определение отношения измеряемой величины к
- эталону (например, метру);
- сравнение — выявление сходства или различия объектов или их признаков.
Чистых эмпирических методов в научном познании не бывает, гак как даже для простого наблюдения необходимы предварительные теоретические основания — выбор объекта для наблюдения, формулирование гипотезы и т.д.
Теоретические методы познания
Собственно теоретические методы опираются на рациональное познание (понятие, суждение, умозаключение) и логические процедуры вывода. К числу этих методов относятся:
- анализ — процесс мысленного или реального расчленения предмета, явления на части (признаки, свойства, отношения);
- синтез — соединение выделенных в ходе анализа сторон предмета в единое целое;
- классификация — объединение различных объектов в группы на основе общих признаков (классификация животных, растений и т.д.);
- абстрагирование — отвлечение в процессе познания от некоторых свойств объекта с целью углубленного исследования одной определенной его стороны (результат абстрагирования — абстрактные понятия, такие, как цвет, кривизна, красота и т.д.);
- формализация — отображение знания в знаковом, символическом виде (в математических формулах, химических символах и т.д.);
- аналогия — умозаключение о сходстве объектов в определенном отношении на основе их сходства в ряде других отношений;
- моделирование — создание и изучение заместителя (модели) объекта (например, компьютерное моделирование генома человека);
- идеализация — создание понятий для объектов, не существующих в действительности, но имеющих прообраз в ней (геометрическая точка, шар, идеальный газ);
- дедукция — движение от общего к частному;
- индукция — движение от частного (фактов) к общему утверждению.
- Гипотеза — Это предположение, которое необходимо проверить и подтвердить либо опровергнуть.
Проект может быть направлен на сбор какой-либо информации о чем-то. Например, для дальнейшего анализа. Такой проект является информационным.
Бывают и творческие проекты. Они могут иметь различные формы, от видеофильма до спортивного мероприятия, игры. Одной из разновидностей творческих проектов являются ролевые проекты.
Типологизируя проекты по предметной области мы можем выделить:
- монопроекты (принадлежащие полностью одной области знаний) и
- межпредметные проекты (на стыке 2-3 предметных дисциплин).
Проекты могут различаться по продолжительности выполнения, например:
Краткосрочные — обычно, это проекты длительностью до 7 дней.
Средней продолжительности — продолжительность таких проектов от недели до месяца.
Долгосрочные — от одного до нескольких месяцев.