Виды проектов

Для того, чтобы приступить к работе над проектом необходимо понять, проекты каких типов могут быть. Как правильно классифицировать проекты?

Для начала давайте попробуем определить кто принимает участие в работе над проектом?

  • Если вы работаете один или с научным руководителем, то ваш проект будет индивидуальным.
  • Если вы работаете в группе одноклассников, друзей, единомышленников, то ваш проект – групповой.

Проекты могут отличаться по своим целям. Проект, направленный на какое-то дальнейшее практическое использование, будет называться практикоориентированным, практическим проектом. Это может быть, например, изготовление кормушки для зимующих птиц, очистка реки от мусора и т.д. Такой проект обязательно решает поставленную задачу.

Если в проекте выдвинута гипотеза, которая в ходе работы опровергается или доказывается, то вы имеете дело с исследовательским проектом. Такой проект обосновывает актуальность выбранной темы, в нем обязательно используются научные методы:

  • Эмпирические методы познания

Основой эмпирических методов являются чувственное познание (ощущение, восприятие, представление) и данные приборов. К числу этих методов относятся:

  • наблюдение — целенаправленное восприятие явлений без вмешательства в них;
  • эксперимент — изучение явлений в контролируемых и управляемых условиях;
  • измерение — определение отношения измеряемой величины к
  • эталону (например, метру);
  • сравнение — выявление сходства или различия объектов или их признаков.

Чистых эмпирических методов в научном познании не бывает, гак как даже для простого наблюдения необходимы предварительные теоретические основания — выбор объекта для наблюдения, формулирование гипотезы и т.д.

Теоретические методы познания

Собственно теоретические методы опираются на рациональное познание (понятие, суждение, умозаключение) и логические процедуры вывода. К числу этих методов относятся:

  • анализ — процесс мысленного или реального расчленения предмета, явления на части (признаки, свойства, отношения);
  • синтез — соединение выделенных в ходе анализа сторон предмета в единое целое;
  • классификация — объединение различных объектов в группы на основе общих признаков (классификация животных, растений и т.д.); 
  • абстрагирование — отвлечение в процессе познания от некоторых свойств объекта с целью углубленного исследования одной определенной его стороны (результат абстрагирования — абстрактные понятия, такие, как цвет, кривизна, красота и т.д.);
  • формализация — отображение знания в знаковом, символическом виде (в математических формулах, химических символах и т.д.);
  • аналогия — умозаключение о сходстве объектов в определенном отношении на основе их сходства в ряде других отношений;
  • моделирование — создание и изучение заместителя (модели) объекта (например, компьютерное моделирование генома человека);
  • идеализация — создание понятий для объектов, не существующих в действительности, но имеющих прообраз в ней (геометрическая точка, шар, идеальный газ);
  • дедукция — движение от общего к частному;
  • индукция — движение от частного (фактов) к общему утверждению.

 

  • Гипотеза — Это предположение, которое необходимо проверить и подтвердить либо опровергнуть.

 

Проект может быть направлен на сбор какой-либо информации о чем-то. Например, для дальнейшего анализа. Такой проект является информационным.

 

Бывают и творческие проекты. Они могут иметь различные формы, от видеофильма до спортивного мероприятия, игры. Одной из разновидностей творческих проектов являются ролевые проекты.

 

Типологизируя проекты по предметной области мы можем выделить:

  • монопроекты (принадлежащие полностью одной области знаний) и
  • межпредметные проекты (на стыке 2-3 предметных дисциплин).

 

Проекты могут различаться по продолжительности выполнения, например:

Краткосрочные — обычно, это проекты длительностью до 7 дней.

Средней продолжительности — продолжительность таких проектов от недели до месяца.

Долгосрочные — от одного до нескольких месяцев.

Автор записи: Kira avtor

Добавить комментарий