Описание проекта

В настоящее время происходит изменение логики естественнонаучного мышления, которая все больше приобретает гуманитарные черты. В исследовании структуры и динамики научного знания складывается новая теоретико-познавательная ориентация, направленная на расширение рамок категории субъекта, рассматриваемого во всей полноте его социокультурных характеристик, с учетом всего многообразия его сущностных сил и духовно-познавательных способностей*.

Если раньше субъект познания формировался «по образу и подобию предмета познания», т. е. он «сводился в пределе к точке», то теперь моделью служит сам субъект, и объективная реальность конструируется по примеру индивидуального и особенного субъекта **.

Такая ситуация возникает с развитием неклассической науки, объектами которой являются сложные системы. Отсюда — важность исследований, связанных с анализом новой формы субъект — объектных отношений, характерной для современных познавательных ситуаций.

«Особая актуальность изучения проблем научного творчества связана с тем, что человечество вступило в достаточно сложный период своего развития. В условиях экологического, социально-экономического, политического кризисов важную роль приобретает активизация всего творческого потенциала общества. Известно, что творческий потенциал народа составляет духовное богатство страны. Для нашего общества вопрос о сохранении и расширении творческого потенциала науки стоит особенно остро. Решение этой проблемы предполагает поиск эффективных методов управления наукой, создание благоприятных условий для творческой деятельности, формирование особого духовного климата в научной среде» ***

В этой связи актуальны проекты поиска новых идеалов и методов педагогической деятельности.

Известно, что в основе любого творческого процесса находится способность к образному мышлению (Л.С. Выготский, Т. Рибо, В. Вундт, Д.Б. Эльконин, А.В. Петровский, О.М. Дьяченко и т. д.), а эффективно развивать творческое воображение учащихся способен учитель, сам обладающий развитым творческим воображением.

Проведенный анализ научной и публицистической литературы (Конфуций, Аристотель, Сократ, Лукреций, Леонардо да Винчи, Эразм Роттердамский, Барух Спиноза, Иммануил Кант, Г. В. Ф. Гегель, Дж. Локк, К. Маркс, В. С. Соловьев, Павел Флоренский, Н. Бердяев, А. Ф. Лосев, В. С. Библер, М. М. Бахтин, Ж. П. Сартр, Э. В. Ильенков и др.) показал, что проблема развития творческого воображения учащихся имеет глубокие исторические корни.

Большой вклад в исследование проблем творческого воображения внесли отечественные психологи (Б.Г. Ананьев, А.В. Бакушинский, П.П. Блонский, А.В. Брушлинский, В.А. Вагнер, Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, В.Н. Дружинин, А.В. Запорожец, А.Н. Леонтьев, А.Р. Лурия, А.А. Мелик-Пашаев, А.В. Петровский, Ю.А. Пушкин, С.Л.Рубинштейн, Б.М. Теплов, В.Д. Шадриков, Д.Б. Эльконин и др.). Их работы показывают, что существует два типа воображения – воспроизводящее и творческое, выделяется также эмоциональный тип воображения (О.М. Дьяченко).

Позиции зарубежных психологов, занимавшихся проблемами художественного творчества (А.А. Адлер, Г.Ю. Айзенк, А. Бине, Г. Гарднер, Р. Галь- тон, Дж. Гилфорд, Д. Гоулмен, У. Джеймс, Р.Б. Кэттелл, Л. Термен, Ж. Пиаже, Е.П. Торренс, Ч. Спирмен, Р. Стенберг, А. Фрейд и З. Фрейд, К. Ясперс) выявляют зависимость развития воображения от степени развитости дивергентного мышления.

Во второй половине 20-го века ученые пришли к выводу, что при исследовании процессов воображения должны учитываться функциональные особенности правого и левого полушарий мозга, обладающие различными способами обработки поступающей информации (В. Сперри, М. Газзанига, Дж. Леви и др.). Эти исследования нашли продолжение в работах современных отечественных и западных психологов (В.Н. Дружинин, Д. Гоулмен, Н.С. Лейтес, А.М. Матюшкин, В. Н. Пушкин, Б. Эдвардс, В. С. Юрьевич) и легло в основу методик, используемых в рамках данного проекта.

Поскольку важной составляющей исследовательского процесса является развитое воображение, основная задача реализации проекта в рамках курса «Юный исследователь» заключается в использовании методов, ориентированных на развитие творческого воображения, направленных на  формирование у учащихся навыков и способной решать сложные проблемы развития и жизни.

В результате проведенного анализа в структуру учебного плана были  включены традициионные и инновационные формы комплексного исследования учащихся, активизирующие творческое воображение. Для выявления динамики развития творческого воображения в группах проводилось тестирования в течение всего учебного процесса.

Автор записи: Kira avtor

Добавить комментарий