Коммуна в с. Ира

В селе Ленинское сохранились шесть домов, построенных легендарными коммунарами Ирской коммуны.
Бернард Шоу с коммунарами

На сегодняшний день сохранилось шесть добротных домов, они без каких либо удобств, но в некоторых до сих пор живут люди. Все квартиры закрыты на ключ, несмотря на то, что окон во многих домах уже давно нет.

История коммуны началась 22 апреля 1922 года. В день рождения вождя мирового пролетариата в Кирсановский район в бывшее имение князей Оболенских приехали первые коммунары — 65 американцев. По национальному составу это был настоящий интернационал: русские, украинцы, белорусы, поляки, венгры, немцы, австрийцы, евреи, итальянцы. А дело в том, что в начале 1920 годов переселенцы, уехавшие в свое время в Америку на поиски лучшей доли, прослышали, что в новой России крестьянам дают землю и многие решили податься в Советскую Россию.В наследство от бывшего княжеского имения коммунарам досталось лишь шесть лошадей, два десятка коров и руины хозяйственных построек. Но искатели «земли обетованной» явились не с пустыми руками, а с тремя новенькими тракторами «Клейтон», со своим сельхозинвентарем и 10 тысячами долларов уставного капитала. Работы комммунары не боялись. За три года они возвели два двухэтажных дома, клуб, школу, столовую, водяную мельницу, лесопилку, мастерские. Заодно отремонтировали скотный двор, конюшню, подсобные помещения. В первый же год коммунары получили невиданный для здешних мест урожай зерновых по 14, 4 центнера с десятины (соседские крестьяне собрали по 5, 3 центнера). Но энтузиазма со временем становилось все меньше, да и местные жители как-то косо посматривали на работящих иностранцев.

Уже к 1923 году число коммунаров возросло с 116 до 166 человек, однако местное население встретило переселенцев настороженно. Со временем крестьяне стали попросту выживать пришельцев: воровать инвентарь, портить машины, сожгли сарай и конюшню. Коммунары поначалу старались жить дружно. Помогали окружающим, чем могли: делились продовольствием, материалами, фуражом. Но со временем, поняв, что помощь эта превратилась попросту в подачки и разоряет коммуну, прекратили это дело.

В 1923 году большая часть коммунаров откололась и покинула коммуну, а к 1925 году покинули Россию 74 ирских коммунара. В то же время в течение 1924-1925 годов в коммуну продолжали прибывать пополнения из Америки, но развал коммуны было уже не остановить. В 1928 году коммуна стала обычным колхозом, в котором уже за зарплату трудилось тогда уже около сотни человек.

В июле 1931 года в коммуне побывали английский драматург Бернард Шоу, леди Нэнси Астор, а также видные британские общественные деятели лорд Астор и лорд Лотней. После этого визита коммуна обрела мировую известность.

В коммуну гостей доставили на автомобилях, с хозяйством их знакомил секретарь парторганизации коммуны Петр Табала. Англичане вникали во все детали организации жизни крестьян, задавали вопросы. Бойкие ответы коммунаров подчас ставили неугомонную леди Астор в затруднительное положение, а знаменитый драматург был сражен и растроган.

С переменным успехом коммуна просуществовала до 1938 года. Из оставшихся к тому времени 42 ветеранов — иммигрантов первой волны — 24 человека были репрессированы, 12 из них расстреляны, остальные бесследно сгинули в ГУЛАГовских лагерях.

Источник: Bchttps://marina-klimkova.livejournal.com/368649.html

 

Факел коммунарской дружбы

Об Ирской коммуне, носившей имя В. И. Ленина, написаны не только газетные статьи, но и книги. Отмечу лишь главное: ее создали бывшие эмигранты из царской России, вернувшиеся на родину после Октябрьской революции. Эмигранты… Люди, покинувшие свою страну. Кто они и почему покинули?
— Я украинец, родился на Волыни. В 1913 году мне было всего шестнадцать лет. Как все молодые люди, хотел счастья. А разве могло оно быть у сына батрака?
Это вспоминает Федор Ефимович Мацук, один из самых первых коммунаров. Говорит не спеша, будто всматриваясь в далекое прошлое и видя там то, что большинство советских людей нынешнего поколения знает лишь из книг: нищету, бесправие, национальное неравенство.
Вспоминаем фамилии других коммунаров, большинства из которых уже нет в живых: Богданов, Скорупский, Ковенько, Григоренко, Плаксун, Ковчан, Рощин, Черминский…
А Федор Ефимович продолжает рассказ:
— Не от хорошего бежали за океан. Думали там найти счастье.
Нe нашли. Мацук вместе с другими рабочими фабрики «Антлантик-компани» через забастовки пытался добиться хотя бы повышения зарплаты и сокращения одиннадцатичасового рабочего дня. За четыре года не имел ни одного отпуска, не получал во время болезни ни одного пенса. Зато, как все эмигранты, чаще других оказывался без работы.
Такой на деле оказалась хваленая американская демократия. Да и как ей быть другой, если у власти, как и в царской России, стояли те же представители буржуазии.
Слова Мацука заставляют вспомнить одну из страниц истории коммуны, связанную с ее посещением женой крупного английского землевладельца леди Астор в 1931 году. Узнав о многонациональном составе коммуны, зарубежная гостья сказала высокомерно — презрительно: «Разве уживутся за одной чашкой люди двадцати национальностей». А они уже в то время почти десять лет не просто уживались, а жили по-братски, одной семьей. Потому что на их земле вот уже четырнадцать лет не было ни эксплуататоров, ни эксплуатируемых.
1922-й… В этом году была создана многонациональная коммуна.
Прошли годы. Мало осталось в колхозе имени Ленина, который пришел на смену коммуне, людей, стоявших у ее истоков. Однако живут и трудятся в многонациональной колхозной семье дети и внуки коммунаров. В русском селе известны фамилии колхозников Зятиева, Абдикареева, Тарасюка, Шедловского и других.
Характерная судьба передового сварщика Семена Дмитриевича Зятиева. Ему было двадцать два года, когда в 1947 году на его пути встретился хороший русский человек, коммунист и бывший коммунар Федор Митрофанович Баскаков. Зятиев называет его вторым отцом, потому что именно он первый углядел неустроенность в жизни молодого татарина, позвал в колхозную семью, потом по-отечески опекал. Впрочем, не он один. Бригадир Кавалевич (тоже бывший коммунар) мягко, но настойчиво учил парня любить землю, учил профессии механизатора. Механизатор Сороков помогал осваивать трактор, а жена Мацука, много лет руководившая колхозным хором, приохотила к сцене.
Зятиев поначалу терялся от непривычного к нему внимания. Потом увидел, что взаимные уважительность и человечность — одна из самых добрых традиций коммунаров, охотно принятая колхозниками. Он тоже принял ее охотно и безусловно. Как эстафету понес дальше. Впоследствии тоже стал другом и наставником для многих молодых колхозников. По его рекомендации вступили в партию колхозный шофер Сергей Сапожников, трактористка Анна Пугачева, учетчица, а теперь и секретарь партбюро цеха механизации Анна Михеева. Двух последних Семен Дмитриевич знает не только по работе, а и по совместному участию в клубной самодеятельности. Зятиев ее не оставляет, как не оставляют ее другие немолодые колхозники: живет еще одна старая, добрая традиция — коллективно и красиво не только работать, но и отдыхать.
Уместно подчеркнуть такую деталь. С. Д. Зятиев стал коммунистом в 1970 году, когда праздновалось столетие со дня рождения В. И. Ленина. Тогда в ряды КПСС влились многие колхозники хозяйства, носящего имя вождя. Они будто продолжили патриотический порыв первых коммунаров, большинство из которых вступили в партию в год ленинского призыва. Именно тогда стал коммунистом и Федор Ефимович Мацук.
Эта идейная преемственность тоже не случайна. Владимир Ильич Ленин помог дореволюционным эмигрантам не только обрести Родину, но и начать по-настоящему новую жизнь. И когда после смерти В. И. Ленина ирские коммунары обещали «намеченные пути товарищем Лениным проводить в жизнь более интенсивно, более энергично», то имели в виду ленинские заветы. Верность им позволила добиться в сельскохозяйственном производстве больших успехов, за которые колхоз имени Ленина еще до войны награжден орденом «Знак Почета».
Нынешним летом в колхозе имени Ленина состоялось большое торжество. Хозяйство отмечало 60-летие своего образования. Орденоносное колхозное знамя в зал Дома культуры внес тогда Федор Ефимович Мацук. Как эстафету славных дел основателей хозяйства, передал его секретарю колхозного комсомольского бюро Любови Данковой. Это был волнующий момент.
Было бы неверно сказать, что из колхоза имени Ленина никто не уехал. Уезжают. Ищут другие жизненные пути и высоты. На юбилейном торжестве, говоря о достижениях колхоза, его председатель Е. Ф. Фетисов причислил к ним и успехи уехавших односельчан. Назвал видных ученых, работников искусства, крупных специалистов в разных отраслях народного хозяйства. Назвал с законным чувством гордости, потому что именно колхоз был им стартовой площадкой для взлета.
Но и в колхозе остается достаточно людей. Даже в горячую страдную пору хозяйство не прибегает к посторонней помощи. Главные колхозные специалисты — почти все из местных жителей, почти все они обучены в техникумах и институтах на колхозные средства.
Не иссякает, не рвется нить преемственности поколений. Давно на пенсии одна из старых коммунарок Софья Табала. Но в колхозе продолжает работать ее дочь Ия Табала. У бывшей коммунарки, а ныне тоже пенсионерки Агафьи Шлыковой в колхозе две дочери — Галина Толкачева и Зинаида Андрейченко. Сын Зинаиды после скончания десятилетки тоже остался работать в хозяйстве. Остались в родном селе дочери Семена Зятиева, сыновья ветерана колхоза Алексея Сапожникова.
Об Александре Злобине, сыне известного бригадира свекловодческого звена Николая Ивановича, рассказывали такое. Три года работал он вместе с отцом, перенимал от него умение и опыт. А минувшей весной превзошел его по качеству посева и обработки сахарной свеклы.
Уверенно берут молодые руки эстафету отцов. Люба Данкова, которая приняла от Ф. Е. Мацука Красное знамя, тоже из колхозной семьи. Недавняя колхозная стипендиатка. Сейчас — заместитель председателя колхоза по кормопроизводству, молодой коммунист. Руководимое ею звено женщин — трактористок получает хорошие урожаи кормовых культур. В достатке обеспечивает ими колхозный скот. Неслучайно колхоз за одиннадцать месяцев перевыполнил годовые обязательства по производству и продаже молока. Коллективный ударный труд ветеранов и молодых обеспечил перевыполнение обязательств по урожайности и валовым сборам зерновых культур, дал хорошие результаты в других отраслях колхозного производства.
Не раз колхозники принимали у себя различные иностранные делегации. Особенно часто приезжают друзья из венгерского кооператива «Цветок пшеницы». Побывали в Венгрии многие труженики колхоза имени В.И.Ленина.
Факел интернациональной дружбы, зажженный коммунарами, не гаснет. (Декабрь 1982 г.)

 

 

 

История Ирской коммуны Тамбовской области, рассказанная жителями деревни Мельница Владимиром Мешковым и Виктором Баскаковым. Многие неизвестные факты о Мельнице Москалева, истории Ирской коммуны, арестах в 1937 году от очевидца событий:

 

 

История Ирской коммуны Тамбовской области, рассказанная Анной Шелудяковой, Виктором Баскаковым, снятая Романом Вельможиным.
Уникальный народный музей сел Ленинское, поселка Ира, деревни Мельница Тамбовской области

 

Фильм 1941 года про Ирскую коммуну, Ленинское, Мельничный

 

Автор записи: Kira avtor

Добавить комментарий