Легенда о возникновении храма Покрова в селе Ира

С первого января 2013 года в Тамбовской области стартовала акция «Возрождение духовно-исторической памяти». Это шаги к возрождению утраченных православных традиций и возвращению духовных святынь обществу.

В Кирсановском районе много святых мест. Одно из них —  Покровский храм в селе Ира. (Полное название в настоящее время — местная религиозная организация Православный Приход Покровского храма с.Ира Кирсановского района Тамбовской области Уваровской Епархии Русской Православной Церкви (Московский Патриархат). История храма интересна и необычна, как сказка со счастливым концом.

В селе Ира существуют легенды, передаваемые из поколения в поколение, связанные с ирской церковью.

Одна из них гласит  о том, как и почему была устроена именно Покровская церковь в селе Ира Кирсановского района Тамбовской области.

«Пресвятая Богородица ходила по окрестным селам, и, устав, стала стучаться в дома с просьбой пустить Ее на ночлег. Но никто ей не открыл двери, и не приютил, не приветил. Она, найдя стог сена в поле, села на него и заплакала, сетуя на людское жестокосердие. Увидев это, пророк Илия послал на село гром и молнию, которая попалила здания. Люди в панике стали взывать к небу  и каяться. Тогда, увидев это, Пресвятая Богородица распростерла Свой Честной Аммофор и пожар прекратился. В благодарность за это и была построена Церковь в честь Покрова Пресвятой Богородицы».

 Начало строительства

В истории церковного строительства на Тамбовщине выделяются периоды массового сооружения храмов: конец ХVIII столетия, середина и конец ХIХ века и начало ХХ столетия.   Пожары многократно уничтожали деревянные сооружения, и поэтому, с середины ХVIII века тамбовские строители обратились к возведению каменных церквей.

Каменная однокупольная, теплая церковь была построена в 1896 году на высоком берегу реки Ира.

Престол — в честь Покрова Пресвятой Богородицы. Строительство каменных храмов в конце ХVIII столетия было дорогим удовольствием, доступным в основном, богатым дворянам. Значительная часть храмов Тамбовской губернии строилась на средства почетных потомственных граждан. Церковь в селе Ира была построена на средства купца Москалева. Имена строителей и архитекторов неизвестны, проекты и сметы давно уничтожены временем.

Первые сведения датируются 1764 годом. Штат прихода – священник и псаломщик. При приходе была одноклассная церковно-приходская школа. В приходе было 2 деревни: Бессоновка – 57 дворов, в 7 верстах от церкви и Воробьевка – 41 двор, в 10 верстах от церкви.

Приход от станции Кирсанов в 10 верстах, от базара и больницы в 7 верстах, от благочинного в 35 верстах, от г. Кирсанова (теперь районный центр)  — в 18 верстах, от Тамбова (теперь областной центр) в 110 верстах. Волостное управление в самом селе. Ближайшая церковь в селе Елисеевка в 4 верстах.

Строили церковь не только на средства Москалева, но и на добровольные пожертвования крестьян – местных жителей. Принимали участие в этом и чиновник Карпов, а также дочь генерала Рейтер, в замужестве княгиня Оболенская, поместие которой располагалось рядом (сейчас это село Ленинское). Дочь Марии Константиновны Оболенской была замужем за сыном помещика Москалёва.

Дуб для перерубов год морили в реке Ира. Помнят в селе Ира о том, что кирпич и раствор делали на яичном белке, смешанном с известью. Яйца собирали по всему селу.

В церкви долгое время служил священник Иван Кедров, который скончался еще до разрушения храма и был похоронен рядом с ним. Рядом с церковью обрела вечный покой и его дочь Ирина, трагически погибшая. Кроме дочери у Ивана Кедрова было два сына – Евгений и внебрачный сын его жены Альберт Анастасийский.

 

      Церковь в советский и постсоветский период

Февраль 1917г. Поставил Русскую Православную церковь в совершенно новое и необычное для нее положение. Впервые со времен Петра I церковь освобождалась от подчинения государству. Руководство церкви признало Февральскую революцию, и теперь ей коренным образом предстояло изменить свою жизнь. И эти перемены начались.

20 января 1918 года Совнарком принял декрет о свободе совести, который «отделял церковь от государства», «отделял школу от церкви» и лишал церковь и различные религиозные общества иметь собственность. Все имущество церкви должно было перейти в распоряжение государства.

Власти всячески поддерживали антицерковные настроения в обществе. Духовенство подвергалось арестам, храмы массово закрывались.

В 20-е годы в церкви Покрова в селе Ира священником был Родин Александр Николаевич, 1885 г.р.

В 1928 году была закрыта церковь Покрова в селе Ира. C церкви  был снят крест. Крест на храме был сделан из зеленого толстого стекла и в солнечную погоду свет его был виден за многие километры.

Из воспоминаний Данилиной Е.И.: «У тех, кто пришел, чтобы снять крест с купола, долго ничего не получалось, а когда все-таки удалось столкнуть его, падая, он вошел глубоко в землю. С огромным трудом его вытянули.  Когда крест разбили, многие подбирали его кусочки и хранили их дома как святыню».
Священник, по воспоминаниям его внучки Царевой Ольги Владимировны, был переведен на службу в другой приход.

 

В фондах Государственного архива Тамбовской области нет сведений о раскулачивании хозяйства, изъятии имущества и репрессировании Родина Александра Николаевича.

«Активная борьба с религией обернулась борьбой и с прекрасными архитектурными сооружениями, служившими религии» . После того, как церковь Покрова в селе Ира была закрыта, ее разрушили, иконы разобрали по домам верующие. Одна из икон, носящая название «Неприкосновенная», была деревянная, размером в человеческий рост. На ней был изображен женский образ в голубом одеянии с розовой отделкой, с распущенными русыми волосами и без обуви. Эту икону вынесла Данилина. Предполагается, что она должна находиться у одной из ее дочерей Галины, проживающей в г.Москве или Антонины, проживающей в Тамбове. Одну из икон переносили из дома в дом, с ней хоронили усопших. Предположительно она находилась у Фирсовой Наталии. А икона, сделанная в виде панорамы, Серафима Саровского находилась в семье Коротковых. Крест спас Савосткин Павел Иванович. Он долго хранился у кого-то из многочисленных его родственников.  Множество книг было перевезено в центральный склад села Ленинское. Во время председательствования Фетисова Е.Ф. они были куда-то вывезены.

Возле храма размещалось кладбище, которое распахали и перенесли на место, где проходила трасса, а дорогу сделали возле храма.

В здании храма устроили склад, для рядом стоящего, магазина – в первой половине, а во второй половине дробилку для переработки зерна. В подвале, где раньше было устроено отопление – инкубатор.

В амбаре, ранее принадлежащем храму, в первой части – клуб, во второй – шерстечесалку. (Здание не сохранилось). Не сохранилась каменная ограда, украшенная металлическими штырями, колокольня, на которой было 3 колокола. Маленький колокольчик отдали в школу, для звона на уроки.

Не сохранилась пушка, из которой палили на праздники. До нашего времени сохранилось полуразрушенное здание храма, захоронение священника Ивана Кедрова и его дочери возле храма (дочь умерла от чахотки в отроческом возрасте). В настоящее время захоронение облагорожено.

В селе Ира сохранился дом, в котором жил помещик Москалев. Сейчас в нем устроено жильё на несколько семей. А от дома, где жил священник остались руины и сосны. Это место является одним из красивейших в селе.

3 июня 2012 года  Забродина Маргарита Федоровна, проживающая в г.Тамбове вернула в церковь одну из уникальнейших икон, ранее принадлежащую церкви Покрова.

 

Вот что рассказала об этом Шевцова Галина Ивановна – член приходского Совета церкви: «Забродина Маргарита Фёдоровна – дочь Банникова Ф.П.и Банниковой П.А.(в девичестве — Волчковой), которые до 1941 года проживали в с.Ира Кирсановского района. По рассказам Маргариты Федоровны ее родители были в дружеских отношениях с семьей священника Кедрова. Икона, которую сохранила эта семья – уникальна. Написана икона была за 60 лет до открытия церкви в селе Ира – в 1836 году. Икона в тяжелом деревянном окладе, потемневшем от времени, местами рассохшемся, но в идеальном состоянии. Название иконы никто не знает.

 

На иконе изображен Александр Невский и Иосиф Песнописец.  Икона интересна тем, что только на этой иконе эти святые вместе. Иосиф Песнописец – христианский святой, названный патриархом Фотием «отцом отцов, «ангелом Божиим» и Александр Невский, благоверный князь, официально канонизированный русской церковью, жили в совершенно разные эпохи, в разных государствах. Почему эти святые на иконе изображены вместе – до сих пор никто не знает».

Хочется надеяться, что пример Маргариты Федоровны окажет благотворное действие и, когда-нибудь, в церковь вернется икона «Неприкосновенная», которая хранится у Данилиной Галины, проживающей в городе Тамбове и другие ценности, принадлежавшие когда-то церкви Покрова в селе Ира.

Источник: http://pocrovskiihram.ru/

 

Автор записи: Kira avtor

Добавить комментарий