Село Иноковка Вторая (Новая)
Впервые упоминается в документах ревизии 1816 года. Тогда оно принадлежало князю Алексею Алексеевичу Несвицкому, который имел здесь 359 крепостных крестьян (46 семей).
Несвицкие — угасший в XIX веке княжеский род, который был внесен в 5-ю часть дворянских родословных книг Калужской, Московской и Тамбовской губерний.
В XXI веке было проведено ДНК-тестирование подтвердившее происхождение этого княжеского клана от Рюриковичей.
Рюриковичи — княжеский, великокняжеский, позднее также царский и королевский род потомков Рюрика — первого летописного князя древней Руси. Среди наиболее известных представителей рода Несвицких следующие:
- Несвицкий Василий Федорович (1704—1771) — вице-адмирал, петербургский губернатор.
- Несвицкой Иван Васильевич (1740—1806) — его сын, обер-шенк, мастер масонской ложи.
- князь Даниил Матвеевич Несвицкий (?-1666) — воевода во Мценске и Дорогобуже[5]
- Федор Несвицкий (ум. 1442) — литовский князь-магнат, военный и государственный деятель Великого княжества Литовского
Последние сведения о князьях Несвицких в России датируются второй половиной XIX века, в связи с чем род этот считается угасшим.
За последние несколько лет был собран интересный материал по истории Села Вторая Иноковка. Особый интерес представляют собой факты, связанные с духовной жизнью иноковцев.
- В 70-х годах XIX-го века во 2-ой Иноковке была построена небольшая деревянная церковь (в ней служил священник Николай Корейский). В 1893-ем году церковь сгорела.
- Новый храм был построен и освящен в 1899-ом году. Он был деревянный, престолов было три: главный — во имя Святой Троицы, предельные — в честь Тихвинской иконы Божией Матери и святителя Николая. Строили храм на средства прихожан, а их в то время было 577 дворов, мужского пола — 2394 человека, женского — 2240 человек.
На фото: церковь в селе 2-я Иноковка построена в 1901 . Автор фото 1961 В. Демидов. Памятник деревянного зодчества )
Церковь закрыли в 1937-ом году. До закрытия в ней служили два священника — отец Симеон и отец Пётр. Дом отца Симеона находился напротив сельского совета, где сейчас живёт Зеленов Николай Сергеевич. От дома священника не осталось и знака, только раскинулась большая липа, которую сажал он сам. Дом отца Петра был на месте, где сейчас стоит Дом культуры, остались тут только две яблони из его сада. Перед закрытием церкви оба священника — отец Симеон и отец Пётр — были арестованы, из заключения они не вернулись.
Богослужения прекратились. Сломали иконостас — резной, сделанный под золото — и сожгли вместе с иконами возле кладбища (подробнее).
Верующие подверглись жестоким гонениям. За отстаивание своих убеждений люди лишались всех прав, попадали в тюрьму, погибали. И все же истинно верующие — удивительные люди — даже в таких трудных условиях они продолжали сохранять свою веру. В селе Иноковка сохранилась удивительная история про монахиню Доминику.
Доминика – в девичестве Елена Сизинцева, уроженка села Иноковка — долгое время проживала в монастыре в городе Кирсанове. Когда монастыри были распущены она приехала во Вторую Иноковку. Там она создала религиозную группу — Христианскую общину.
Членами общины была выкопана пещера с подземной церковью. К подпольной церкви, вырытой в овраге, шел от села длинный подземный ход. Копали ночью, копали. Землю сбрасывали сюда и на борт этого оврага выкладывали. Землянка была. Несколько ходов в этой землянке было. И там же была келья для Доминики. В церкви имелся колодец. Говорят также, что был еще один подземный ход – к старому разрушенному храму. Христиане тайной общины не только скрытно молились, но и обсуждали новости, говорили о жизни в селе. Собрали в церкви большие запасы продовольствия.
Приходу подземной церкви вменяют контрреволюционную деятельность, связь с организациями Москвы и других городов. Арестовывают трех местных священников, которые о тайном храме знали лишь понаслышке.
Из 40 подследственных по делу о подпольной церкви лишению свободы на срок от 3 месяцев до 10 лет подверглись 14 человек. Предполагают, что сразу же по окончанию следствия, монахиню Доминику расстреляли.
В этой истории удивительными являются духовные качества иноковцев, стойкость их веры.
По сути, место, где люди собирались и молились о себе, о своих близких и о судьбах России — это святой место — святая земля. А люди — настоящие подвижники Церкви.
Были к сожалению и другие весьма печальные исторические события, отложившиеся в истории этих двух «Иноковских» сел.
Многие зажиточные крестьяне в период становления советской власти не столько искали «духовного подвига» , сколько доходили до полного отчаяния и подавались в леса, к восставшим крестьянам под руководством революционера Антонова А.С. Из Иноковки в партизаны ушел милиционер Петр Токмаков и Иноковский начальник милиции третьего района Иван Семенович Заев, помогавшие ранее Антонову делать схроны с оружием около Иноковки и Чернавки.
В конце 1919 года именно в Иноковке в доме Токмакова были выслежены сам Токмаков и братья Антоновы. Местные коммунисты и милиция окружили дом. На вызов никто не выходил, и двери были заперты. Тогда принесли керосин и зажгли дом. Но повстанцам удалось уйти, выпрыгнув из окон и отстреливаясь.
В Иноковке пиком этой кровоусобицы стала «кошмарная ночь» 25 июля 1920 г., когда на село был совершён налёт антоновцев, «вырезавших» практически всю «советскую власть».
Жертвам этой трагедии в селе (ныне на территории школы) поставлен памятник. Там же находится и братская могила погибших.
В годы Великой Отечественной войны 1941—1945 годов иноковцы внесли свою лепту в разгром гитлеровского фашизма. Двое выходцев из этого села были удостоены высокого звания Героя Советского Союза за проявленные в боях с врагом героизм и стойкость. Это К. М. Амзин(посмертно) и И. И. Сизинцев.
На 1947 год по данным в обоих Иноковках не работало ни одной церкви. В 1-й Иноковке храм был полностью разрушен, во 2-й — превращен в склад, куда ссыпали зерно, удобрения, ядохимикаты.
С каждым годом церковь во второй Иноковке все больше разрушалась. Но окончательно свалить ее не смогли даже 7 тракторов. Без крыши гнили брёвна, рушились стены. Под ней разобрали фундамент, выпилили несущие стены. Как она стояла — приходилось только удивляться.
И вот в 1991-ом году Реутов Валентин Ильич решил возродить духовную жизнь в селе. В это время списали старую школу, и он с активными прихожанами стал ходатайствовать, чтобы пристройку отдали под церковь. Церковь была открыта в 1991 в деревянном здании закрытой к этому времени школы. Службы в ней шли до 2006, ровно до того момента, когда была открыта новая Тихвинская церковь.
Фото: Церковь Троицы Живоначальной в Иноковке 2-й Кирсановского района Тамбовской области (8 сентября 2015 года Автор Чеботарь Александр Мирчевич)
Новая Тихвинская церковь, открытая в 2006 г.
Так, после запустения многих лет, во 2-ой Иноковке возродилась церковь. А Валентин Ильич стал одним из первых иеромонахов, приняв постриг в Казанском мужском монастыре города Тамбова (источник)