В 2017-18 учебном году 5 и 6 классы СОШ №1 г. Кирсанов принимали участие в Международном исследовательском проекте «Звериный отряд: операция «Имя»».
Общая характеристика проекта:
Задачи, которые ставит перед школьниками современная школа, для их решения подчас требуют применения учащимися наиболее действенных методов, нестандартных решений, обеспечить которые может развитое творческое воображение.
В этой связи меняется и предназначение учителя на уроке.
На первый план в работе преподавателя дисциплин, связанных с проектно-исследовательской деятельностью, в частности «Юный исследователь» выходит не столько передача суммы определенных знаний (понятийной базы), сколько задача формирования и развития у детей системы отношений к окружающему миру, воспитания творческой, познавательной, исследовательской активности.
Важно научить учащихся решать проблемы развития, справляться со сложными жизненными ситуациями.
Объект. Программа подготовки учащихся 4 — 6 классов к проектно-исследовательской деятельности.
Предмет. Развитие творческого воображения учащихся с целью повышения исследовательской (познавательной активности).
Цель проекта.
Общей целью проекта — было повышение творческой активности учащегося (школьника), дающей свободу мысли в последующей исследовательской деятельности.
Проект был реализован с целью помочь учащимся адаптироваться к современной образовательной среде, новым образовательным стандартам, новому научно-ориентированному мышлению без ущерба для своего психического и физического здоровья.
Выводы.
Анализ деятельности детей и её продуктов показал, что ребята:
- испытывают затруднения с выполнением «многочисленных инструкций». И намного лучше выполняют действия, состоящие из отдельных составных частей. Так, в большинстве случаев, наилучшим образом ребята справлялись с домашними и классными заданиями (на всех этапах реализации научного проекта) состоящими менее чем из 3 пунктов;
- творческое воображение учащихся повышает эффективность исследовательской деятельности. Те ребята, которые в процессе анкетирования «Творческую деятельность» выбирали в качестве приоритетной — наилучшим образом справлялись с выполнением задач.
Таким образом, работу над отдельными этапами мы стремились привести к упрощению до «одношаговой» инструкции, а затем уже переходили к выполнению инструкций/протоколов, содержащих два и более элементов.
Ребята на каждом занятии своими руками создавали «наглядный материал», отображающий каждый этап проекта, тем самым максимально задействуя «творческую составляющую».
Благодарю учащихся СОШ №1, принявших участие в проекте!
Ионин Сергей Анатольевич.
Галерея работ по отдельным этапам проекта:
«Я рисую своего питомца»
Звериный отряд «Имя» — «Наши питомцы»
«Самоисследование»
» Треугольники, круги, квадраты и зигзаги»
«Взаимодействие в Творчестве»
«Коллаж Исследователи»
Список литературы:
- Косиченко А.Г. Научное творчество: социокультурные и логико-гносеологические аспекты. Атма-Ата, 1992., с. 18
- Микешина Л.А. Детерминация естественно научного познания. — Изд-во Ленинградского ун-та, 1977. с.7
- Диссертация «Научное познание как творческий процесс: Социокультурный основания», к.ф.н. Соловьянова М. Е.