До революции при Тихвино-Богородицком монастырь развивалось большое количество рукоделий: сестры осваивали шитье шелками, работали ковровая, башмачная, шерстяная мастерские. Для работы в мастерских число наследниц в разные годы составляло от 300 до 450 человек.
С 1885 г. при монастыре была открыла церковно-приходская школа, а также больничный корпус (в 1888–1889 гг.) и богадельня для престарелых сестер[4].
В 1873 г. монастырь основал сиротский приют (в 1904 г. в нем находилось девять девочек от 9 до 13 лет)[5]. Все они состояли на полном обеспечении монастыря и учились в монастырской школе.
Перед революцией, в 1914 г. в школе обучалось уже 100 человек. Умерла Серафима в 1904 году.
У Храма были и земельные владения, а к 1907 году работали пекарня и золотошвейная мастерская. Сестры пряли пух и вязали платки, шарфы, рубашки, писали иконы и убирали их цветами, делали ризы из фольги, шили гладью по полотну, шили белье, простыни, пряли лен, производили ремонтные работы в домах горожан[8]. В конце XIX в. купили машины и некоторых сестер посылали обучаться более высокому мастерству и художеству (например, в Петербург — живописи в художественных классах). Обитель жила на полном самообеспечении, вступала в торговые отношения. В монастыре делались вещи на заказ. Специально для этого освоили шитье по канве (салфетки), открыли башмачную мастерскую. Мастерская кройки и шитья принимала заказы на светские платья по журналам мод того времени[9]. О качестве производимых вещей говорит тот факт, что в 1900 г. на Парижской всемирной выставке кустарных изделий несколько шитых золотом шелковых вещей, сделанных в Кирсановском монастыре, получили главный приз.
В 1914 г. в монастыре имелись следующие постройки: Тихвинская церковь с трапезной и нижним храмом, домовая церковь в двухэтажном деревянном больничном корпусе, церковная школа, приют, 16 корпусов, в которых размещались мастерские и келии сестер, хозяйственные постройки, скотный и конный двор, гостиница на 45 человек. По материальной обеспеченности к 1917 г. Тихвинский монастырь занимал второе место среди двенадцати женских монастырей епархии.
Успешной была и духовно-общественная деятельность обители. Монастырь известен как центр высокой духовной жизни. Оптинский старец Макарий “знал Тихвинскую обитель как отличающуюся строгой монастырской жизнью”[10] и именно туда благословил поступить А.И. Новикову, ставшую впоследствии игуменьей монастыря с именем Антония.
[4] ГАТО, ф. 181, оп. 1, д. 1967, л. 36.
[5] ГАТО, ф. 181, оп. 1, д. 1967, л. 32.
[8] ТЕВ, 1907, № 1, с. 25-28.
[9] ТЕВ, 1907, № 52, с. 2397-2401.
[10] ТЕВ, 1910, № 31, с. 1094-1098.