Экологическое сознание и экологическая культуры

Человечество уже давно столкнулось с проблемой взаимосвязи человека и природы. Но в настоящее время все ученые говорят о том, что воздействие человеческого общества на окружающую среду стало угрожающим. Это можно проследить и по тем данным, которые фиксируются в Красной Книге. Из года в год количество редких животных только увеличивается. Некоторые из них окончательно покидают нашу планету. И виноваты в этом зачастую люди. Неразумное поведение людей во многом приводит к чудовищным последствиям. Например, как я узнал, белая цапля, которую еще можно встретить на наших Кирсановских прудах,  некоторое время назад была практически полностью истреблена человеком из-за красивых перьев, которые использовались в дамских нарядах.

Но Белую Цаплю удалось спасти. Правительства многих стран наложили запрет на отстрел этих птиц. Их поголовье в течение некоторого времени удалось восстановить. И мы снова можем любоваться Белыми Цаплями. Фотографию, которую Вы видите, сделал наш кирсановский фотограф — орнитолог Федосеев Андрей Владимирович. Это означает, что Белые Цапли еще Живы.

А если они живы, то мы можем с уверенностью говорить о том, что разнообразие Флоры и Фауны еще может спасти осознанная деятельность людей! Осознанные люди,  это те, которые понимают законы природы и взаимодействуют с природой исходя из осознания простых истин: все мы — и люди и растения и животные — являемся частью живой природы. Мы все связаны друг с другом и истребление одних приводит к смерти других. И человек, здесь не исключение.

До сих пор в различных источниках я встречал часто описание отрицательного воздействие человека на природу. Меня поразила информация о том, что Травники, которые являются символом города, когда-то населяли наши Кирсановские пруды в большом количестве. Но мои собственные «походы» на Кирсановские пруды — стали опровержением этого факта. А еще удивляет тот факт, что самое ценное, что мы имеем — живую природы — мы загрязняем таким неразумным образом: сливаем канализационные отходы, скидываем мусор там, где должны были был гнездиться редкие краснокнижные птицы. Например, Лебеди.

Здесь мне хочется вернуться к еще одной фотографии — которую нам в  подарил Андрей Федосеев.  На ней — одна пара Лебедей! Две прекрасные белые птицы — которые еще верят в нас, в человеков! В нашу способность вернуть и им и нам самим — наш Чистый Город, где и птицы и люди смогли бы ЖИТЬ ВМЕСТЕ.

Действительно, хочется поблагодарить всем городом эту прекрасную пару — подарившую нам Веру и Надежду в нас самих! В нашу способность распрощаться с мнимой свободой, позволяющей нам уничтожать свои прекрасные реки, озера… и самих себя.

Многие ученые пишут, что правильное взаимодействие человека с природой возможно в случае наличия в человеке «достаточного уровня эколого-нравственной культуры и экологического и нравственного сознания, формирование которые начинается с детства и продолжается всю жизнь».

Но здесь мне хотелось бы обратиться к взрослым. Мне всего десять лет. Но мне уже пришлось  услышать жуткие истории. Одну из них рассказал мне один взрослый мужчина. Он пошел на пруд, находящийся рядом с городом Кирсановым. Там он увидел Серую Цаплю. Красивая птица радовалась весне. Мужчина выстрелил в нее, принес ее домой и положил в морозилку. А узнал я об этой истории только от того, что он огорченно делился с друзьями проблемой — он не знал, что делать дальше с трупом убитой птицы!

Другую историю мне поведала одна молодая красивая женщина. Она долго «сражалась» с молодой хищной птицей, случайно «залетевшей на ее огород». Она решила во чтобы то ни стало ее убить, но птица почему-то сопротивлялась. Женщина оказалась сильней. Птица в результате перестала «трепыхаться».

Я эти «домашние» истории, ужаснувшие меня самого, привожу в своей работе не для того, чтобы напугать читателей, а для того, чтобы выразить свое отношение к тому, что я считаю 10-летний житель города Кирсанова могу называть «экологической катастрофой». Это экологическая катастрофа «разворачивается» в сознании каждого жителя любого города и каждого человека на планете, для которого подобные «кровожадные» истории звучат как «городские разговоры».  Так и хочется крикнуть: ЛЮДИ ОЧНИТЕСЬ!!! Сделайте что-нибудь, чтобы больше никто из детей никогда не услышал что-нибудь подобного!!!

Поэтому я считаю, что ученые-орнитологи, которые пишут о том, что громадное значение имеет образование и воспитание экологического сознания для предотвращение экологической катастрофы, абсолютно правы.

На сегодняшний день экологический подход стал всеобъемлющим. Я это понимаю так, что и биология как наука,  и география и… — не могут развиваться дальше без экологической составляющей.

А истории, описанные выше, в научной литературе называют — кризисом нравственности. Нравственность — это наши ценностные ориентиры. Это сложные научные термины. И мне более понятны те слова, которые я прочитал в книге Иван Иванович Здоровенко, нашего кирсановского писателя-фенолога, «С природой наедине». Вот эти строки:  «В наше время вряд ли найдётся человек, клятвенно не заверявший бы других в своей любви к природе. Но любить — это значит беречь. А чувство бережной любви к природе мы ещё должны воспитать в себе».

Для лучшего понимания этого вопроса я проводил тестирование среди школьников своего класса. Первое тестирование было совсем простое. Перед тестирование мы с моим педагогом поговорили о всеобъемлемости такого понятия как экология и ценностные ориентиры. Например, ценность семьи. Экология семьи. Мне захотелось выяснить, какая у нас в городе ситуация обстоит с «экологическим состоянием семьи». Для этого мы разработали с преподавателем по научной работе самый простой тест. Мы попросили ребят в 5-6 классах ответить описать «дом своей мечты», в котором ребята предполагают жить в будущем. Давайте я познакомлю Вас с реальными цифрами — результатами тестирования. Из 20 человек только четверо предполагали, что будут жить с семьей! 16 одноклассников  не видели семью в доме своего будущего. Остается только порадоваться тому, что пятеро из них решили в доме своей мечты поселить единственного друга — собаку. Были и такие (4 человека), которые видели рядом с собой друзей. Но были и такие, кто в качестве лучший друзей указывал «деньги, телевизоры и компьютеры». В качестве большого позитива видится лишь то, что большая часть моих одноклассников представляли дом своей мечты среди природы: например, «среди лесов» или «в поле».  Какие еще выводы можно было сделать по результатам этого первого теста? Я смог лучше понять такой сложный термин как «экология семьи». Если кто-то из моих одноклассников пишет, что «предпочел бы жить в Одиночестве», то мне кажется, что его жизнь слишком грустная… А еще я познакомился с понятиями «семейные ценности» и ценностные ориентиры.

Следующим тестом был тест «моя мечта». Ребятам необходимо было кратко описать и нарисовать свою мечту. Результаты удивили и меня и моего преподавателя. Наибольший процент одноклассников среди своих «мечт» в приоритетном большинстве — указывали компьютеры, телефоны и деньги .

Тогда мы предложили моим одноклассникам уже более «творческий тест», в котором предложили подсказки — различные варианты — семья, друзья, деньги, общение в социальных сетях, учеба, вопросы природы и экологии, красота, вкусная еда, домашние животные…

Необходимо было расставь их в порядке убывания, начиная с самой важной. Самое важное — в жизни должно оказаться на первом месте, а то, без чего можно обойтись, должно было оказаться на последнем 

Мне хотелось понять, на какое место мои друзья-одноклассники среди других «приоритетных ценностей» типа компьютеров, айфонов и вкусной еды с деньгами  поставят «вопросы природы и экологии».

Что я могу сказать об итогах этого тестирования…

Нас, школьников, в научных статьях называют «Молодым поколением». Мы, Молодое поколение, пишут ученые, олицетворяем ближайшее и отдаленное будущее. Какое же будущее нас всех ожидает, если среди моих одноклассников вопросы природы и экологии оказались на последнем месте…

Что касается меня самого, то эта научная работа во-многом изменила меня. Я понял, что Вопрос Экологии — это вопрос Моей Жизни, текущей и будущей  Жизни моих одноклассников, вопрос жизни всех жителей моего города, и всех нас на нашей Планете.

Это вопрос Жизни нашего общего будущего. Поэтому последним в списке моих одноклассников «вопросы природы и экологии» оставаться  не могут!

Поэтому я считаю нужным и важным развитие многих направлений экологической культуры, которые выделяют те осознанные взрослые, которым не безразлично наше будущее.  И наиболее понятные теперь мне — это проведение широкого разъяснения гибельных последствий окружающей среды и формирования экологического сознания.

Я продолжаю верить в то, что только незнание законов природы позволяет людям так вредить сами себе. И что наши городские начальники, более осведомленные в вопросах экологии, чем многие другие горожане, смогут изменить наш мир к лучшему. И примеры этого я видел в литературе. Так, в той же самой книге Здоровенко я прочитал:

«Всего несколько лет назад был наложен запрет на охоту по всему пространств озера Шинино, и птицы полной мерой доверия платят людям за содеянное добро. Однако самое удивительное в том, что на озере стали появляться и приживаться лебеди. А ведь раньше их здесь не было. Не было ни двадцать, ни двести лет назад. Иначе бы в гербе города Кирсанова, несомненно, вместо скромной водяной курочки, которой и сегодня на озере множество, были бы писаны эти гордые и красивые птицы. То ли затяжная холодная весна задержала на озере отбившуюся от стаи пару лебедей, или может, сами они облюбовали себе новое место жительства — кто знает. А только белоснежными облачкам, опустившимися отдохнуть на синеву озерного плеса, плавают лебеди по вешней глади озера на радость и удивление всем людям. И уже не одинокая пара, а целая стая из двенадцати птиц. Улетая по осени, они с приходом весеннего разлива, вот уже почитай добрый десяток лет неизменно появляются на озере уже как на своей лебединой родине. И люди как самую радостную новость передают друг другу: — Наши лебеди прилетели!». Это автор описывал свои впечатления. Но мне, уже десяток лет спустя, еще ни разу не посчастливилось увидеть стаю лебедей на нашем Шининском озере. Да, дорогие взрослые, я представительно того, самого молодого поколения, которому пока не приходилось порадоваться тому, что «Лебеди прилетели»!
Мы, молодое поколение, уже существуем в таком пространстве, которое оказалось перед выбором. Либо сохранить существующее положение вещей и способы взаимодействия с природой и на своем опыте узнать то, что ученые  называют «экологической катастрофой». Или мы должны найти способы чтобы сохранить родную природу, и изменить то, что называется «неэкологичное сознание».
Экологичное сознание определяют как понимание необходимости охраны природы, осознание последствий нерадивого отношения к ней. Это также и понимание и осознание того, что каждый человек несет ответственность за сохранение как отдельных видов животных, птиц и растений, так и в целом жизни на Земле.
Для того, чтобы понять, что называет сознанием, и как его изменить, я обратился к энциклопедии. Я понял, что это очень сложный психический процесс, который можно «перевести» как совокупность всех форм познания, переживаний и отношения человека ко всему. Т.е. сознание человека включает в себя совокупность всех знаний об окружающим мире, совокупность всех форм познания, мышления, воображения… Особое значение имеют здесь познавательные процессы, т.е. то, как человек обогащает свои знания.  Каким образом складывается чувственная картина его мира. Если она — картина мира» — ограничена айфоном и телевизором — то человек становится «лишенным» очень многих вещей. Той, чувственной составляющей, которая делает человека человеком.

Я прослушал удивительную историю из уст еще одного кирсановца — удивительного мастера — Сергея Солдатова.Сергей Солдатов реально способен изумлять, восхищать многих людей своим высоким мастерством, своим искусством. Таких мастеров на Руси называли Кудесники. До сих пор можно услышать такое словосочетание: тамбовские Кудесники — мастера ремесленники. Одна из работ Сергея Солдатова, как я узнал — вошла в коллекцию Лувра. Трудно себе  представить, сколько людей специально приезжает в Лувр, в один из крупнейших музеев мира, чтобы среди бесценной коллекции  музея увидеть теперь и работу Кирсановского мастера.  Как можно было сделать такое произведение искусства, которым восхищается большая часть мира? Я услышал интервью Сергея Солдатов. Он объясняет, что на каждый очередной шедевр его вдохновила ПРИРОДА! Каждая птичка, захватившая когда-то его детское воображение, «оживала» в его руках спустя десятки лет.  Он рассказал   в своем интервью, что в то время, пока его руки «творили» будущее произведение искусства — его органы чувств воспроизводили все оттенки детских впечатлений о том месте, времени, окружающей обстановке. Но главное, его память воспроизводила в этот момент то необыкновенное состоянии его детской души, в котором он когда-то пребывал, созерцая КРАСОТУ ПРИРОДЫ!

Т.е. стать таким невероятным мастером Сергею позволили «чувственные формы познания и мышления» — т.е. такое познание, в котором принимали участие его лучшие детские чувства.

Но ученые нам говорят — ядро сознания — это наши знания. Сергей Солдатов — обладатель чувственных знаний о природе.  О не только узнал из учебников как выглядели те или иные объекты живой природы, сколько прочувствовал их в самой природе, созерцая часами… пока был мальчишкой.

Какие выводы я смог сделать из беседы с Сергеем. Если мы будем видеть только «схемы» из учебников, то вряд ли наше сознание пополниться рядом «чувственных образов».

И поэтому наши знания должны пополняться реальными живыми образами и знаниями. Для этого мы должны оказываться чаще на природе. Ну или хотя бы как можно чаще созерцать и впитывать реальные «образы живой природы». Это, например, прекрасные фотографии и очень трогательные рассказы наших кирсановских писателей — Здоровенко И. И. и Федосеева А.В.

Что еще важного я смог узнать. Например, тот факт, что бездумное отношение человека к природе в быту (например, на отдыхе… на пляже), ничуть не менее разрушительно и губительно для природы, нежели целеноправленное производственное воздействие. И как правило, человек, которому с детства не привито нравственное, ответственное отношение к природе, став потом хозяином фабрики, скорее всего окажется глух к попыткам привить ему нормы экологической морали.

Поэтому основным направлением и является нравственно-экологическое воспитание и просвещение в семье и учебных заведениях. Когда вовремя усвоенные истины потом позволят быть ЧЕЛОВЕКУ ЧЕЛОВЕКОМ!

Автор записи: Sergey

Добавить комментарий