Кирсановский Александро-Невский мужской монастырь

Этот монастырь был организован в 1890 году. Обитель находилась в двух километрах от Оржевского Боголюбского женского монастыря.

Основателем монастыря стал протоиерей села Костино-Отделец Борисоглебского уезда Василий Голубев. Основал он монастырь вскоре после благополучного спасения в железнодорожной катастрофе императора Александра III и его семейства 17 октября 1888 года. В честь небесного покровителя императора Александра III монастырь был назван Александро-Невским. В.А. Голубев купил близ села Оржевки место называемое Кушниковой Дубравой и передал монастырю 263 десятин земли и 53 десятины леса.

Путь этого пастыря необычен. Занимаясь сельскохозяйственным трудом, он разбогател. Стал покупать землю, расширять свое хозяйство и, наконец, занялся благотворительностью. Пожалуй, самым главным его делом стало основание двух монастырей: женского в деревне Таволжанка Новохоперского уезда Воронежской губернии и мужского Александро-Невского в Кирсановском уезде.

Первым строителем обители стал иеромонах Сухумского Драндского монастыря Илларион, по другим сведениям, он был монахом из Афонского монастыря. При нем и при других двух настоятелях — Илларионе II и Пахомии — монастырь довольно быстро отстроился.

Год основания монастыря 1890. Монастырь был официально открыт 3 октября 1890 года. Что характерно, монастырь был открыт сразу без промежуточных стадий. Из протокола техническо-совещательного присутствия строительного отделения Тамбовского губернского правления видно как происходило планирование и строительство обители: «1891 года августа 23 дня Тамбовская духовная Консистория при отношении от 20 сего августа препроводила в Строительное отделение план с пояснительною запискою и с актом осмотра местности на постройку новой каменной церкви в Александро-Невского монастыря при селе Оржевка Кирсановского уезда открытом в память чудесного спасения жизни Государя Императора и всего Его Августейшего семейства в 7 день октября 1888 года. Просить на рассмотрении и утверждении его в Консистории Техническо-совещательного присутствия строительного отделения губернского правления о рассмотрении приложения в Тамбовский Духовный Консисторий проекта новой каменной церкви с отдельно строящейся колокольней и каменной при ней оградой во вновь открывшемся Александро-Невском мужском монастыре при селе Оржевка Кирсановского уезда с пояснительной запискою и актом осмотра, что местность под постройку новой церкви избрана на земле принадлежащей монастырю и представляет ровную площадь, имеющую небольшой уклон к югу. Причем на расстоянии около 30 сажен на восток от новой предполагаемой церкви будет находиться корпус церковью в 2-х этажах.

В означенном корпусе – нижний этаж каменный, а верхний, занимаемой церковью – деревянный. На юг в расстоянии более 20 сажен от предполагаемой церкви будет находиться деревянное здание монастырской гостиницы. Со всех же остальных сторон нет никаких построек. Самая же местность ровная и не имеет поблизости никаких обвалов или промывин, могущих препятствовать проходу в церковь ими безопасному существованию.

Грунт в местности, избранной под постройку церкви оказался следующий: на расстоянии 1 аршина (71 см) от поверхности земли чернозем, дальше идет твердая глина достаточной толщины и могущей служить надежным материалом для основания зданий церкви. Поэтому, принимая во внимание промерзание в данной местности фундамента, предполагается заложить на глубину 2, 5 аршина от поверхности земли без всякого искусственного укрепления для рвов.

Посему проект этот на основании 227 и 228 ст. ч. 1 Ист Строит и циркуляра МВД от 26 января 1867 года найден составленным одобрительно, а потому Техническо-совещательное присутствие полагает: проект на постройку означенной церкви утвердить и затем препроводить вместе с пояснительной запиской в Тамбовскую духовную Консисторию, которую просить сделать распоряжение, чтобы работы производились под наблюдением техника, имеющего на то право, который обязан донести, как о начатии работ, так и об окончании их впредь.

Об утверждении этого проекта сообщить Кирсановскому уездному исправнику, а дела завершить и сдать в архив».

При открытии новой обители был заложен пятиглавый Александро-Невский собор (1891 год). Закончено его строительство, и освящение престола состоялось 7 октября 1907 года. Первоначально же была устроена домовая церковь в третьем этаже братского корпуса. Престол освятили во имя святой великомученицы Варвары с приделом святого мученика Василия.

Монастырь достаточно быстро отстроили в первые 3-4 года его существования. Он представлял из себя два 3-х этажных корпуса и один 2-х этажный. За оградой находилась двухэтажная гостиница, ледник, погреб, амбар и мастерские. Еще дальше за оврагом располагались скотный и конный дворы.

Появился он гораздо позже Тишениновского монастыря и относится к тому типу монастырей, которые обязаны своим существованием главным образом местом, в котором он расположен. Это место, действительно являл собой изумительный по красоте уголок дикой природы, своеобразный островок леса посреди выжженной солнцем равнины. Уголок получил в народе название Кушниковой Дубравы.

Первые попытки основания здесь монашеской общины относятся к ХVIII веку. Однако они легендарны, но легенды эти достаточно основательны. Отчасти они подтверждаются тем фактом, что в основании оврагов, изрезавших Дубраву вдоль и поперек, ископаны пещеры теми самыми монахами подвизавшимися здесь в те далекие времена. Предание гласит, что в давнее время рядом с родником жили отшельники, охранявшие его и икону святой Варвары, найденную при копании источника, ей и был посвящен этот источник и окрестных жителей издавна именовался — Варваринским.

Во время пугачевского бунта отшельников прогнали поселившиеся в дубраве разбойники. Часовня по недосмотру подгнила и рухнула, а икона погрузилась в родник, а может, была кем-либо скрыта в нем. Источник был заброшен. Боясь разбойников, туда никто не ходил, хотя место продолжало считаться святым.

Местные жители стали почитать источник и святую икону при нем после того, как получил исцеление от тяжкого недуга крестьянин села Оржевка Прокопий Никитин. Он расчистил родник и нашел в нем образ святой Варвары. Помолившись перед иконой, он умылся водой из родника и стал совершенно здоровым. Чудо видели многие крестьяне и рассказали о нем другим. С того времени народ стал посещать Варваринский источник. Описанное событие произошло в начале XIX столетия.

В 1827 году источник подвергся разгрому от разбойников. Его разрушили, засыпав землею, а святую икону бросили в огонь. Но источник пробился у подошвы горы там же, в дубраве. Не иссякла и пламенная вера народа в чудодейственную силу источника и помощь великомученицы Варвары. Народ в большом количестве стекался к прославленному месту, копию с чудотворной иконы чтил, как самую явленную икону. Появление на этом святом месте в конце XIX века мужского Александро-Невского монастыря, расценивалось как новое чудо святой Варвары. К источнику совершались крестные ходы, здесь служились молебны. Рядом с источником святой Варвары, здесь же, в монастыре, находился источник святителя Николая.

Вот как описывает Кушникову дубраву глуховский священник Федор Светозаров, посетивший это место во время строительства монастыря: « При Кушниковом роднике находится икона святой великомученицы Варвары. Эта икона появилась не так давно, вместо прежней, сгоревшей. И родник, и икона обладают целебной и чудодейственной силою. Осязательных, наглядных чудес за исключением исцеления Прокопия Никитина не было, а были случаи чудесность которых неоспоримой связи с родником. Например, в сильную засуху народ из соседних сел идет в Кушникову дубраву и молится там Богу и великомученице Варваре. Одновременно с этим приходские священники совершают молебен на полях, соединяют свои молитвы и внутренними молениями православных поселян и вскоре дожди орошают высохшую землю.

Строителем Александро-Невского монастыря был отец Илларион – иеромонах Афонского монастыря, вызванный с Афона священником Голубевым. Родом Илларион был из Кирсановского уезда. С отцом Илларионом мы пошли к роднику, несколько шагов прошли по ровному месту, потом нужно было долго спускаться по крутому обрыву, по ступенькам, образованию которых способствовала, вероятно, не одна сотня богомольцев.

С середины обрыва можно было рассмотреть маленькую беседку, ютящуюся на откосе обрыва, а внизу, на ровной месте, довольно объемистую часовню. Последняя только что отстроена. Двое мастеровых затирали снаружи стены часовни, готовя их к окраске. Площадь, на которой стоит часовня, невелика: тут же за часовней расположен узенький пруд, отделяющий имение священника Голубева от имения соседнего владельца. Часовня просторная, светлая с двумя окнами. Внутри она еще не отделана, на стене, обращенной к востоку несколько икон напоминающих иконостас. В самом центре часовни в полу есть отверстие, в которое можно видеть родниковую воду на расстоянии 1 аршина от пола. Тут же привешен жестяной ковш.

Я зачерпнул воды и выпил, вода оказалась чистою, холодною и очень приятной на вкус. В окно часовни можно было видеть, как вода из родника стекает в пруд».

Александро-Невский монастырь — излюбленное место паломничества населения, которое привлекал источник великомученицы Варвары, источник Святителя Николая, красивое место расположения, возможность получить совет и утешение. «Летом приходит большое количество богомольцев с семьями, здесь говеют» — писал епархиальному начальству настоятель игумен Пахомий.

Благодаря своей главной святыни источнику святой великомученицы Варвары, монастырь пользовался популярностью как место для паломничеств в различных слоях населения. Сюда приходили и из города и из деревни. Причем не только жители близлежащих сел и деревень. Об этом свидетельствуют 8 случаев исцелений записанных в 1901 году. По ним видно, что на источник приходили люди и из Пензенской, и из Саратовской губерний. Некоторые по обещанию данном в сложных обстоятельствах жизни. Для приема паломников была выстроена 2-ухэтажная гостиница. Хотя, к слову сказать, постоянное пребывание вблизи монастыря посторонних лиц обоих полов также неблагоприятно влияло на внутреннюю жизнь обители.

Несмотря на такую внешнюю обустроенность монашеская жизнь в обители с самого начала как-то не заладилась. Уже в 1894 году в Консисторию последовала жалоба на первого настоятеля иеромонаха Иллариона от нескольких монахов и послушников. Обвиняли они его в мужеложстве и в отсутствии с его стороны заботы о хозяйстве. Недовольны были настоятелем и местные крестьяне, у которых были к нему претензии как к лицу облеченным духовным саном.

Назначенный разобрать это дело благочинный монастырей игумен Митрофан, фактов подтверждающих обвинения в мужеложстве не нашел, но выяснил, что действительно: «в заведуемом им монастыре в настоящее время полное безначалие». Сам иеромонах Илларион вины своей не признавал, считая, что монахи клевещут на него.

Следствие не нашло достаточных фактов, чтобы доказать вину о. Иллариона. Но чтобы не производить дальнейшего соблазна от должности его отстранили и перевели в другое место. После этого ситуация в монастыре не намного изменилась. Причина этого кроется в том, что монастырь с самого своего открытия стал местом ссылки для провинившихся монахов и священнослужителей.

В 1900 году в штате монастыря монах Савва (Смоленков) сосланный сюда из Трегуляева монастыря за «нетрезвость и недобросовестное отношение к монашескому деланию». В 1911 году прислали иеромонаха Климента (Логвинова) из Лебедянского Троицкого монастыря за «самовольную отлучку и самоуправство по монастырю». Позже это иеромонах перешел в старообрядчество и лишен сана.

О проблемах в монастыре косвенно сообщается и в обозрениеи епископом Тамбовским и Шацким Александром церквей и монастырей Кирсановского уезда в августе 1894 года. 18 августа архиепископ отправился осматривать Александро-Неский мужской монастырь, который производит даже на постороннего посетителя не совсем приятное впечатление, хотя все необходимое для иноческой молитвы и подвигом имеется: построено довольно большое двухэтажное здание с теплым храмом, где совершается ежедневная служба.

Но при всем том монастырь этот, как недавно открытый и вполне еще благоустроенный, представляет собой жалкий вид. Построена новая, довольно вместительная гостиница для приходящих богомольцев с несколькими отдельными номерами. Выложен до окон очень большой каменный храм, заложен фундамент каменного здания для келий, выстроено здание для помещения настоятеля. Но все это недокончено, неблагоустроенно и нет средств для продолжения строительства. Многое еще требуется энергичного труда, забот и благотворительной помощи для полного благоустройства этой юной обители.

К 1901 году в обители было 35 человек. Из них 17 монахов, 3 послушника и 15 на испытании. Подавляющее большинство монахов и послушников (31) неграмотны. Такого количества неграмотных не было ни в одном монастыре епархии.

В отличии от других монастырей Кирсановский Александро-Невский был многонациональным по своему составу. Здесь проживало 4 мордвина и 1 украинец. Средний возраст насельников 38 лет, самому старшему 64, самому младшему 21. Приюта и школы при монастыре не было. Все 4 мальчика из крестьян, возможно сироты, иначе как объяснить их пребывание в монастыре со столь раннего возраста. Главная причина, почему с их присутствием в монастыре мирились, они обладали хорошими голосами, 3 из 4 мальчиков несли клиросное послушание. К 1911 г. количество насельников монастыря достигло 59 человек.

Особых рукоделий в монастыре не было. Послушания относились в основном к категории обслуживающих быт монахов (портной, хлебник, конюх, пастух, пчельник) и церковные — на клиросе, пономарь, ктитор. Десять человек не имели определенных послушаний, но были заняты на разных работах и только двое не имели совсем никаких послушаний (1 монах и 1 послушник).

Еще одна достопримечательность обители — пещеры вырытые еще в ХVIII веке. Паломников туда водили. В 1900-1901 гг. настоятель игумен Пахомий приглашал для освидетельствования безопасности пещер архитектора Свирчевского. Тот, осмотрев пещеры, докладывал в консисторию, что они имеют: «вид узких (около 1 аршина (71 см.)) коридоров с вертикальными боковыми стенками и сводчатыми потолками и прорезаны в горе на значительной глубине от поверхности земли в плотном пласте жирной глины без облицовки и искусственного укрепления стен. Местами коридоры имеют ответвления в виде ниш и небольших келий» Свирчевский сделал вывод, что пещеры безопасны для посещений, это же заключение подтвердил и горный инженер Александров, но он определил высоту пещер в 2 аршина (140 см.)

В 1914 году монастырский комплекс включал в себя пятиглавую каменную церковь, деревянную часовню, домовую церковь, четыре жилых двухэтажных корпуса и разные хозяйственные постройки. Основной источник дохода: от земли, которую обрабатывали поденщики и приношения людей. Ежегодный доход в среднем составлял 10 000 рублей. В 1891 году в монастыре было 20 человек, к 1914 году их количество увеличилось до 59.

1918 год стал последним в официальной истории монастыря. Он был закрыт новыми властями, большая часть братии вынуждена была покинуть свою обитель. Кое-кто из монахов еще остался при действующем, как приходской, Александро-Невском храме. Но и этот храм был закрыт около 1925 года. Со временем все монастырские постройки были разобраны местными колхозными властями на стройматериалы.
После закрытия монастыря многие монахи разошлись кто куда. Те, кто остался, продолжали служить Богу и духовно окормлять паломников. Поначалу, когда монастырская церковь еще действовала, в ней служили иеромонах Митрофан, иеромонах Вассиан и иеромонах Нифонт (Чусов), насельниками монастыря оставались монахи Нифонт, Иннокентий и Филарет (Попов). Были здесь и свои старцы — Иезекииль и иеросхимонах Алипий. Последний, по рассказам современников, обладал даром прозорливости.

К середине 30-х годов старцы остались здесь одни с монахом Нифонтом и бывшим монастырским просфорником. Жили в землянке. Все у них было земляное: и лежанки, и стол. Каждую ночь, в 12 часов, ходили молиться в пещеры, на Никольский источник. Нередко и голодали, так как из местных жителей немногие им помогали, а приходящих паломников становилось все меньше и меньше. В это время массовые репрессии стали набирать угрожающие размеры, отчасти, поэтому сокращалось число паломничеств и к святым источникам. Активно верующее население либо выселялось в Сибирь, либо проходило через скоротечный суд «тройки» и направлялось в лагеря. Забрали и последних монахов Александро-Невского монастыря, копию чудотворной иконы бросили в овраг, а пещеры обвалили..

На сегодняшний день от монастыря кроме заброшенного монастырского кладбища и увядающего источника Святой Великомученицы. Варвары почти ничего не осталось. Как будто его никогда и не было.

Да, в дубраве от былого величия ничего не осталось. Но осталась вера, осталась память народная. Люди по-прежнему тянутся на святые источники Великомученицы Варвары и Святителя Николая для того, чтобы поклониться старинным крестам, набрать святой водицы из родника, просто постоять в веками намоленном месте. Крепка вера людей в чудодейственные силы источника. Все помнят легенду о том, как излечился больной Прокопий Никитин. Замечено, что из тех, кто окунается в святую купель, никто не заболел от этого. Несмотря на то, что вода обжигающе — ледяная, она бодрит, приносит здоровье и хорошее настроение

Захарова Н.А., Корабельникова Г.И., Крапивин В.В., Крапивин С.В.

РАССКАЗЫ ПО ИСТОРИИ КИРСАНОВСКОГО УЕЗДА

Автор записи: Kira avtor