Из истории с. Овсяновка

Ленинского сельсовета Кирсановского района

С начала XVIII века, с прекращением татарских набегов, начинается массовое заселение края. Процесс заселения особенно усилился во время царствования Петра I, когда выдавались жалованные грамоты на обширные владения дворянам и отдельным придворным служилым людям. Особую роль в заселении нашего края сыграло дворянство. Многие помещики стремились переселить на свободные черноземные земли своих крестьян из центральных уездов страны и с Украины. Именно в это время в бассейне реки Ворона появляются первые населенные пункты, они, как правило, располагались на более высоком, правом берегу реки. Среди них такие села как Пересыпкино, Вельможино, Овсяновка, Чутановка, Паревка, Калаис, Иноковка, Инжавино, Трескино, Богданово. Примерно в это же время возникли села по берегам притоков Вороны — Балыклей, Ржакса, Вячка, 1-я Гавриловка, Гусевка, Карай-Пущино, Карай-Салтыково, Коноплянка, Оржевка, Осиновые Гаи, Рудовка, Калугино.

В качестве примера можно привести выписку с отводных книг на поместье Спиридона Боева сделанную в 1703 году. «… В прошлом 700 году Июня в 26 день, по указу великого государя, царя и великого князя Петра Алексеевича… ездили за Тамбовские валовые крепости на реку Ворону в урочище Аладжуб и будучи с ними старожилы в тех вышеперечисленных урочищах, по указу великого государя, отвели в поместье земли танбовцу Спиридону Боеву в урочищах Аладжуб из дикой порозжие степи по обе стороны реки Вороны 40 четвертей в поле, а в дву по тому же, с сенными покосы и с животными выпуски и с дворовою усадьбою и с подгуменники и со всеми угодьи. А межа той его поместной земле на поляне на Кудеярове кургане, около того кургана обошла топь, в полугоре от реки Вороны на дубу набито две грани, одна грань указывает через реку Ворону и вверх по реке Вороне, а другая вперед к речке Вячке на дуб, на нем две грани, одна указывает назад на первый двугранный дуб, что стоит на Кудеярове кургане, а другая вперед вверх по речке Вячке на берегу, на ней две грани, одна указывает назад по граням, а другая вперед на Никоновскую вершину на дуб, на нем две грани, одна указывает назад по граням, а другая вперед на дуб, что стоит в кусту, на нем две грани, одна указывает назад к Никоновской вершине на грань, а другая вперед через речку Калаис на развиловатый дуб, на нем две грани, одна указывает назад по граням через речку Калаис, а другая вперед на дуб, на нем две грани, одна указывает назад по граням, а другая вперед по Колонской дорожке через речку Малую Иру на березу, а та береза стоит в полугорье, на ней две грани, одна указывет назад по граням через речку Иру, а другая вперед вниз по речке Ире через реку Ворону на Вяженскую гать на дуб, на нем две грани, одна указывает назад через реку Ворону вверх по речке Ире, а другая вперед вниз речки Вяжлы и до устья через реку Ворону на первый двугранный дуб, что чтоит на Кудеярове кургане в полугорье реке Вороне…. Та земля в поместье и в оброк никому и дворцовых сел крестьянам в тягло не отдано и лежит впусте и спору ни от кого и дворцовым крестьянам в утеснение и заповедному Цнинскому лесу и бортных ухожьев порухи не будет…».

Село Овсяновка Ленинского (ранее Екатерининского) сельского Совета Кирсановского района. Основано, видимо, в первом десятилетии XVIII века. Впервые упомянуто в переписной книге первой переписи населения 1719 года: «Деревня Овсянка. Вотчина Григория Иванова, сына-Полибина крестьяне…».

Более подробно описание дано в документах второй переписи населении 1745 года: „Сельцо Овсянка. Вотчина помещика Ивана Лихарева, дворовые люди и крестьяне: Дементий Иванов, 48 лет; Михайлов, 37 лет; Федор Дёмин, 85 лет; Иван Андреев, 45 лет; Федор Акимов, 44 года». Перечисляются поименно все дворовые и крепостные, принадлежавшие помещику Лихареву, затем следует запись такого содержания: «Пожалованные блаженной вечной памяти достойного императора, Петра Великого Борису Шафирову крестьяне переведенные из Серпуховского уезда из деревни Бегичевой и принадлежащие ему, Борису Шафирову: Фома Иванов, 95 лет; Сергей Иванов, 45 лет…» (следует перечисление крепостных помещика Шафирова). Оканчивается лист книги итоговой записью: „И всего в сельце Овсянке в подушный оклад подлежит двести семьдесят пять душ дворовых людей и крестьян».

В «Экономических примечаниях» Кирсановского уезда, составленных в 1781 году, записано: „Село Покровское, Овсянка тож, с сельцом Ира и деревней Булыгинским поселком». В Овсянке числилось: домов — 80, мужчин — 548, женщин — 489. В Ире домов — 8, мужчин — 395, женщин — 361. В Булугине: домов — 22, мужчин — 35, женщин — 40 человек. Это владения Наталии Афанасьевны Булыгиной, Николая Ивановича Бахметьева, Дмитрия Ивановича Нарышкина и князя Ивана Петровича Оболенского.

К 1911 году в Овсянке числилось: домов — 200, мужчин — 743, женщин — 773 человека. Вблизи села — экономия Асеева. Земельный надел крестьян составлял 1/2 десятины на душу в каждом из трех полей.

Село находится в 5 км от сельского Совета. Взято с сайта http://tambovgrad.ru

В епархиальных сведениях 1911 года по церковному приходу села Овсянки числилось 202 двора: 743 человека мужского пола и 773 человека женского пола.

Рядом располагались экономии помещиков Асеева, Романовских и Трушенниковых — все мелкие.

С годами название села Овсянка видоизменилось в с. Овсяновка.

Овсяновская основная общеобразовательная школа была открыта еще до 1914 года. В 1969 году было построено здание, в котором школа размещается и по сей день. Здание школы рассчитано на 80 человек. Педагогический коллектив насчитывает 5 учителей. Основным направлением в работе школы является воспитание патриотизма и гражданственности. Школа гордится своим выпускником Стрыгиным Александром Васильевичем, писателем, награжденным орденом «Знак Почета». Директор — Асеев Юрий Петрович Адрес и телефон -393351 Тамбовская область, Кирсановский район, село Овсяновка, улица Молодежная, дом 1в

С 1933 года по 1950 год с. Овсяновка было колхозом «Вперёд к социализму», а с 50-х годов «Вперёд к коммунизму».

22.10.1966 № 171 (5673)
К 50-летию Советской власти Вспоминая минувшее С.Н. Шубочкин, колхозник-пенсионер

Мне больше восьмидесяти. Помню себя подростком. Наша Овсяновка стояла на той же самой горе, где стоит и сейчас. Всюду виднелись плетни, обмазанные глиной или навозом, и почерневшие соломенные крыши. Крестьяне ходили в лаптях, онучах, домотканных штанах и рубахах. Землей владели помещики Асеев, Трушняков, Тумановский. Крестьяне арендовали ее по 25 рублей за десятину. Урожай бывал не одинаковый. Иногда 100-120 пудов с десятины. Тут крестьянин торжествовал: и сам сыт, и ребятишки сыты. А когда получит 18-20 пудов с десятины, тут корову за бока и оставался ни с чем, милостыню шел собирать.
Кроме этих трех тузов, здорово нас прижимали попы, кулаки. Помню, в 1896 году я окончил церковно-приходскую трехклассную подготовительную школу. Свидетельство об окончании поп не дал. Ты, говорит, отрок, придешь ко мне домой. 15 гектаров пара взметал я ему за свидетельство.

Пробовали мы в пятом году потрясти помещиков за грудки, да ничего не вышло. Знаете, наверное, где в Кирсанове железнодорожный магазин, а около него решетки. Вот под этими решетками я с товарищами два с половиной месяца просидел за то, что мы сделали только попытку найти правду.

Мы испытывали не только голод и холод, но еще в большей степени нас давила темнота, невежество, суеверие. Моя жена никогда не фотографировалась, хотя тогда и была молодая.

Сейчас посмотришь, какой-нибудь мальчуган, которому нет и десяти лет, включает радио, телевизор. Не выходя из дома слушает или смотрит Москву, да что Москву – смотри города за несколько тысяч верст. Если бы нам сказали тогда, что наступит такое время, и наши внуки да и мы сами будем всем этим пользоваться, никто бы не поверил.

И вот мы приближаемся к пятидесятилетию Советской власти. Жизнь изменилась до неузнаваемости. Мы со старухой не мечтали о такой обеспеченной старости. Хата моя, она была мне ровесница, развалилась. Если бы это было старое время, наверное, придавила бы нас – и все. Кому какое дело до двух стариков. А теперь все по другому. Встречает меня Василий Борисович, наш председатель: — Сколько тебе, дед, говорить: разломай хату, перестань позорить нас. Новую построим. Сначала было не поверил. Но все-таки разломал, и теперь живу в новом доме. Колхоз построил.

Живем неплохо. Я и жена колхозные пенсии получаем. Корову имеем, сад у нас есть. Что еще нам нужно?

Поэтому, хотя меня никто и не заставлял, все время в колхозе работал. Нынешний только год не выхожу. Хорошая настала жизнь. Беречь ее надо.

Автор записи: Kira avtor