Кто такие ДАДАисты?
Шла первая мировая война. В это время появились люди, которые решили что логика — главная причина всех бед. Они назвали себя ДАДАистами. Они собрались в Швейцарии (где не было тогда военных действий) — и стали создавать художественные произведения в новом стиле. В своих работах они демонстрировали — отрицание стандартов и иррациональность.
ДАДаизм…
Почему дадаисты назвали себя дадаистами?
Существует ряд легенд…, например, говорят, что:
- австрийский писатель Рихард Хюльзенбек как-то произвольно воткнул нож в словарь, и слово, в которое попало острие ножа — было «dada» — французское выражение, обозначающее игрушечную лошадку-качалку. Оно и стало названием для нового творческого течения;
- Тристан Тара обнаружил слово «дада» в словаре. «На языке негритянского племени Кру оно означает хвост священной коровы», а в «некоторых областях Италии так называют мать…»;
Скорее всего, слово «ДАДА» было выбрано именно благодаря своей универсальности: то, что оно имело разные значения (или вовсе не имело таковых) в разных языках, отражало интернациональность всего движения дадаистов.
Что мы сделали?
Мы повторили шедевр одного из дадаистов — Жана Арпа.
- В 1917 г. Жан Арп — сделал серию коллажей, и один из них — перед вами (фото ниже). При создании коллажей, Жан полагался на волю случая.
- Художник вырезал из бумаги квадраты контрастных цветов, а затем ронял их на большой лист и приклеивал ровно в том месте, где они упали.
- Результат всегда был непредсказуемым.
Вероятнее всего, причиной возникновения этой техники стало разочарование Арпа в традиционных способах создания геометрических узоров. Коллажи Арпа стали наглядной иллюстрацией одной из главных целей дадаизма — полагаться на волю случая, бросая вызов традиционным способам создания арт-объектов.
Жана Арп так объяснял смысл своих дадаистских выходок: «Возмущенные бойней войны 1914 года, мы в Цюрихе всецело посвятили себя искусству. Пока вдали грохотали пушки, мы изо всех сил пели, рисовали, делали коллажи и писали поэмы». Другими словами, дадаисты решили сделать искусство бессмысленным, видя, как бессмысленно уничтожаются человеческие жизни на войне.
Мерилом искусства у Арпа становится не красота, а случайность, его произведения создаются в новой художественной реальности, где нет места рациональному и логическому. Арп, к примеру, без всякого продуманного порядка разбрасывает куски бумаги (говорят, для этого он сначала взобрался на стремянку), а потом приклеивает их на те места на картоне, на которые они упали, смирившись с волей случая.
«Арп считал, что художнику надо максимально освободиться от какого бы то ни было контроля: только тогда он сможет передать в своих произведениях стихийность природы и противостоять всем поползновениям человека навязать ей свой собственный порядок», — объясняет суть метода искусствовед Уилл Гомперц.
Далеко не все специалисты согласны с тем, что бумажные четырехугольники смогли упасть на картон, ни разу не соприкоснувшись друг с другом, и предполагают некоторую долю лукавства… Мы решили это проверить, и вот что у нас получилось…