Человечество уже давно столкнулось с проблемой взаимосвязи человека и природы. Но в настоящее время все ученые говорят о том, что воздействие человеческого общества на окружающую среду стало угрожающим. Это можно проследить и по тем данным, которые фиксируются в Красной Книге. Из года в год количество редких животных только увеличивается. Некоторые из них окончательно покидают нашу планету. И виноваты в этом зачастую люди. Неразумное поведение людей во многом приводит к чудовищным последствиям. Например, как я узнал, белая цапля, которую еще можно встретить на наших Кирсановских прудах, некоторое время назад была практически полностью истреблена человеком из-за красивых перьев, которые использовались в дамских нарядах.
Но Белую Цаплю удалось спасти. Правительства многих стран наложили запрет на отстрел этих птиц. Их поголовье в течение некоторого времени удалось восстановить. И мы снова можем любоваться Белыми Цаплями. Фотографию, которую Вы видите, сделал наш кирсановский фотограф — орнитолог Федосеев Андрей Владимирович. Это означает, что Белые Цапли еще Живы.
А если они живы, то мы можем с уверенностью говорить о том, что разнообразие Флоры и Фауны еще может спасти осознанная деятельность людей! Осознанные люди, это те, которые понимают законы природы и взаимодействуют с природой исходя из осознания простых истин: все мы — и люди и растения и животные — являемся частью живой природы. Мы все связаны друг с другом и истребление одних приводит к смерти других. И человек, здесь не исключение.
До сих пор в различных источниках я встречал часто описание отрицательного воздействие человека на природу. Меня поразила информация о том, что Травники, которые являются символом города, когда-то населяли наши Кирсановские пруды в большом количестве. Но мои собственные «походы» на Кирсановские пруды — стали опровержением этого факта. А еще удивляет тот факт, что самое ценное, что мы имеем — живую природы — мы загрязняем таким неразумным образом: сливаем канализационные отходы, скидываем мусор там, где должны были был гнездиться редкие краснокнижные птицы. Например, Лебеди.
Здесь мне хочется вернуться к еще одной фотографии — которую нам в подарил Андрей Федосеев. На ней — одна пара Лебедей! Две прекрасные белые птицы — которые еще верят в нас, в человеков! В нашу способность вернуть и им и нам самим — наш Чистый Город, где и птицы и люди смогли бы ЖИТЬ ВМЕСТЕ.
И это не единственный город мира, где можно созерцать плавающих лебедей в самом центре города. Например, Стокгольм. Меня, 10-летнего жителя города Кирсанова, живущего в центре птичьего заповедника, только удивляет сей факт! Поскольку в центре своего городе мне никогда не приходилось наблюдать не то чтобы большую стаю Лебедей, но и многочисленные стаи любых других представителей Фауны.
Действительно, хочется поблагодарить всем городом эту прекрасную пару — подарившую нам Веру и Надежду в нас самих! В нашу способность распрощаться с мнимой свободой, позволяющей нам уничтожать свои прекрасные реки, озера… и самих себя.
Многие ученые пишут, что правильное взаимодействие человека с природой возможно в случае наличия в человеке «достаточного уровня эколого-нравственной культуры и экологического и нравственного сознания, формирование которые начинается с детства и продолжается всю жизнь».
Но здесь мне хотелось бы обратиться к взрослым. Мне всего десять лет. Но мне уже пришлось услышать жуткие истории. Одну из них рассказал мне один взрослый мужчина. Он пошел на пруд, находящийся рядом с городом Кирсановым. Там он увидел Серую Цаплю. Красивая птица радовалась весне. Мужчина выстрелил в нее, принес ее домой и положил в морозилку. А узнал я об этой истории только от того, что он огорченно делился с друзьями проблемой — он не знал, что делать дальше с трупом убитой птицы!
Другую историю мне поведала одна молодая красивая женщина. Она долго «сражалась» с молодой хищной птицей, случайно «залетевшей на ее огород». Она решила во чтобы то ни стало ее убить, но птица почему-то сопротивлялась. Женщина оказалась сильней. Птица в результате перестала «трепыхаться».
Я эти «домашние» истории, ужаснувшие меня самого, привожу в своей работе не для того, чтобы напугать читателей, а для того, чтобы выразить свое отношение к тому, что я считаю 10-летний житель города Кирсанова могу называть «экологической катастрофой». Это экологическая катастрофа «разворачивается» в сознании каждого жителя любого города и каждого человека на планете, для которого подобные «кровожадные» истории звучат как «городские разговоры». Так и хочется крикнуть: ЛЮДИ ОЧНИТЕСЬ!!! Сделайте что-нибудь, чтобы больше никто из детей никогда не услышал что-нибудь подобного!!!
Поэтому я считаю, что ученые-орнитологи, которые пишут о том, что громадное значение имеет образование и воспитание экологического сознания для предотвращение экологической катастрофы, абсолютно правы.
На сегодняшний день экологический подход стал всеобъемлющим. Я это понимаю так, что и биология как наука, и география и… — не могут развиваться дальше без экологической составляющей.
А истории, описанные выше, в научной литературе называют — кризисом нравственности. Нравственность — это наши ценностные ориентиры. Это сложные научные термины. И мне более понятны те слова, которые я прочитал в книге Иван Иванович Здоровенко, нашего кирсановского писателя-фенолога, «С природой наедине». Вот эти строки: «В наше время вряд ли найдётся человек, клятвенно не заверявший бы других в своей любви к природе. Но любить — это значит беречь. А чувство бережной любви к природе мы ещё должны воспитать в себе».
Для лучшего понимания этого вопроса я проводил тестирование среди школьников своего класса. Первое тестирование было совсем простое. Перед тестирование мы с моим педагогом поговорили о всеобъемлемости такого понятия как экология и ценностные ориентиры. Например, ценность семьи. Экология семьи. Мне захотелось выяснить, какая у нас в городе ситуация обстоит с «экологическим состоянием семьи». Для этого мы разработали с преподавателем по научной работе самый простой тест. Мы попросили ребят в 5-6 классах ответить описать «дом своей мечты», в котором ребята предполагают жить в будущем. Давайте я познакомлю Вас с реальными цифрами — результатами тестирования. Из 20 человек только четверо предполагали, что будут жить с семьей! 16 одноклассников не видели семью в доме своего будущего. Остается только порадоваться тому, что пятеро из них решили в доме своей мечты поселить единственного друга — собаку. Были и такие (4 человека), которые видели рядом с собой друзей. Но были и такие, кто в качестве лучший друзей указывал «деньги, телевизоры и компьютеры». В качестве большого позитива видится лишь то, что большая часть моих одноклассников представляли дом своей мечты среди природы: например, «среди лесов» или «в поле». Какие еще выводы можно было сделать по результатам этого первого теста? Я смог лучше понять такой сложный термин как «экология семьи». Если кто-то из моих одноклассников пишет, что «предпочел бы жить в Одиночестве», то мне кажется, что его жизнь слишком грустная… А еще я познакомился с понятиями «семейные ценности» и ценностные ориентиры.
Следующим тестом был тест «моя мечта». Ребятам необходимо было кратко описать и нарисовать свою мечту. Результаты удивили и меня и моего преподавателя. Наибольший процент одноклассников среди своих «мечт» в приоритетном большинстве — указывали компьютеры, телефоны и деньги .
Тогда мы предложили моим одноклассникам уже более «творческий тест», в котором предложили подсказки — различные варианты — семья, друзья, деньги, общение в социальных сетях, учеба, вопросы природы и экологии, красота, вкусная еда, домашние животные…
Необходимо было расставь их в порядке убывания, начиная с самой важной. Самое важное — в жизни должно оказаться на первом месте, а то, без чего можно обойтись, должно было оказаться на последнем
Мне хотелось понять, на какое место мои друзья-одноклассники среди других «приоритетных ценностей» типа компьютеров, айфонов и вкусной еды с деньгами поставят «вопросы природы и экологии».
Что я могу сказать об итогах этого тестирования…
Нас, школьников, в научных статьях называют «Молодым поколением». Мы, Молодое поколение, пишут ученые, олицетворяем ближайшее и отдаленное будущее. Какое же будущее нас всех ожидает, если среди моих одноклассников вопросы природы и экологии оказались на последнем месте…
Что касается меня самого, то эта научная работа во-многом изменила меня. Я понял, что Вопрос Экологии — это вопрос Моей Жизни, текущей и будущей Жизни моих одноклассников, вопрос жизни всех жителей моего города, и всех нас на нашей Планете.
Это вопрос Жизни нашего общего будущего. Поэтому последним в списке моих одноклассников «вопросы природы и экологии» оставаться не могут!
Поэтому я считаю нужным и важным развитие многих направлений экологической культуры, которые выделяют те осознанные взрослые, которым не безразлично наше будущее. И наиболее понятные теперь мне — это проведение широкого разъяснения гибельных последствий окружающей среды и формирования экологического сознания.
Я продолжаю верить в то, что только незнание законов природы позволяет людям так вредить сами себе. И что наши городские начальники, более осведомленные в вопросах экологии, чем многие другие горожане, смогут изменить наш мир к лучшему. И примеры этого я видел в литературе. Так, в той же самой книге Здоровенко я прочитал:
Я прослушал удивительную историю из уст еще одного кирсановца — удивительного мастера — Сергея Солдатова.Сергей Солдатов реально способен изумлять, восхищать многих людей своим высоким мастерством, своим искусством. Таких мастеров на Руси называли Кудесники. До сих пор можно услышать такое словосочетание: тамбовские Кудесники — мастера ремесленники. Одна из работ Сергея Солдатова, как я узнал — вошла в коллекцию Лувра. Трудно себе представить, сколько людей специально приезжает в Лувр, в один из крупнейших музеев мира, чтобы среди бесценной коллекции музея увидеть теперь и работу Кирсановского мастера. Как можно было сделать такое произведение искусства, которым восхищается большая часть мира? Я услышал интервью Сергея Солдатов. Он объясняет, что на каждый очередной шедевр его вдохновила ПРИРОДА! Каждая птичка, захватившая когда-то его детское воображение, «оживала» в его руках спустя десятки лет. Он рассказал в своем интервью, что в то время, пока его руки «творили» будущее произведение искусства — его органы чувств воспроизводили все оттенки детских впечатлений о том месте, времени, окружающей обстановке. Но главное, его память воспроизводила в этот момент то необыкновенное состоянии его детской души, в котором он когда-то пребывал, созерцая КРАСОТУ ПРИРОДЫ!
Т.е. стать таким невероятным мастером Сергею позволили «чувственные формы познания и мышления» — т.е. такое познание, в котором принимали участие его лучшие детские чувства.
Но ученые нам говорят — ядро сознания — это наши знания. Сергей Солдатов — обладатель чувственных знаний о природе. О не только узнал из учебников как выглядели те или иные объекты живой природы, сколько прочувствовал их в самой природе, созерцая часами… пока был мальчишкой.
Какие выводы я смог сделать из беседы с Сергеем. Если мы будем видеть только «схемы» из учебников, то вряд ли наше сознание пополниться рядом «чувственных образов».
И поэтому наши знания должны пополняться реальными живыми образами и знаниями. Для этого мы должны оказываться чаще на природе. Ну или хотя бы как можно чаще созерцать и впитывать реальные «образы живой природы». Это, например, прекрасные фотографии и очень трогательные рассказы наших кирсановских писателей — Здоровенко И. И. и Федосеева А.В.
Что еще важного я смог узнать. Например, тот факт, что бездумное отношение человека к природе в быту (например, на отдыхе… на пляже), ничуть не менее разрушительно и губительно для природы, нежели целеноправленное производственное воздействие. И как правило, человек, которому с детства не привито нравственное, ответственное отношение к природе, став потом хозяином фабрики, скорее всего окажется глух к попыткам привить ему нормы экологической морали.
Поэтому основным направлением и является нравственно-экологическое воспитание и просвещение в семье и учебных заведениях. Когда вовремя усвоенные истины потом позволят быть ЧЕЛОВЕКУ ЧЕЛОВЕКОМ!