Рыба. Вечно живой символ.

Я однажды был на семинаре, где собрались разные специалисты (в основном психологи) и учились лепить из глины.  Одним из заданий было слепить «Слово».  Его вначале надо было «придумать «, а потом вылепить. И не «свое слово», а «чужое». Дело было так.
Нас было человек 30, каждый из нас должен был написать на бумажке первое возникшее в голове слово, потом мы эти бумажки «покидали в шапку», перемешали, и каждый затем вытягивал себе задание.
Я придумал слово «код». Образ на это слово в моей голове не родился, поэтому мне было интересно, что сделает из глины тот, кому достанется Мое Слово.
Этот человек доверился своей интуиции.
В его сознании, видимо, возник образ «Рыбы», и он вылепил рыбу. Вот так выглядела в результате «моя скульптура».
«Код» — «Рыба»
 
К сожалению на мое фото влезла только «часть» вылепленной рыбы.
Оказавшись дома, я решил вернуться к этому образу.
Многие годы, осваивая «Школу Многомерного Мышления», образ Рыбы мы изучали через «буквы, цифры, символы и знаки». Через буквы — это:
Р —  «Разум, Решающий проблемы Развития». А еще задача России — Разумом решать проблемы развития.
Через цифры: Р+Ы+Б+А = 50.
А согласно представлениям философов в библии было скрыто 50 законов, которые и требовалось осваивать всю эпоху Рыб.

«Р» — это 18 буква алфавита. Возможно не случайно, что 2018 год, знаковый год для России и ее граждан – 18 марта были выборы и определялось будущее страны, которая приносит знания всему Миру.

В этой связи вспоминается сказка А.С. Пушкина и выражение «остаться у разбитого корыта».

 

Очень часто, когда мы хотим сказать о чем-то утраченном из-за собственной чрезмерной самонадеянности, мы употребляем выражение остаться у разбитого корыта, то есть остаться ни с чем, потерпеть неудачу. Общеизвестно, что данное выражение пошло из «Сказки о рыбаке и рыбке» Александра Сергеевича Пушкина.

Старик в этой сказке всячески ублажал свою старуху, просил у золотой рыбки для нее все больше привилегий, выполняя непомерно растущие запросы.

Сначала это было новое корыто, взамен испорченного старого, потом новая изба, потом дворянское звание и хоромы царские.

Но когда ненасытная и завистливая старуха пожелала стать «владычицей морскою» и повелевать морями и океанами, и даже самой золотой рыбкой, волшебная рыбка разгневалась, и забрала у жадной старухи все свои щедрые дары! Старик, вернувшись домой, увидел покосившуюся ветхую землянку и старое, разбитое корыто:

 

Глядь: опять перед ним землянка;
На пороге сидит его старуха,
А перед нею разбитое корыто.

История по-народному мудрая и справедливая, великий русский поэт учит нас тому, что во всем нужно знать меру и уметь усмирять свои желания.

А выражение «остаться у разбитого корыта» прочно вошло в наш повседневный лексикон и обозначает крушение всех надежд и ожиданий благодаря своей излишней жадности и отсутствию чувства меры. Также это выражение означает – вернутся к тому, что имел раньше, утратив слишком легко приобретенное блестящее положение, как бы в наказание за гордыню и чрезмерные притязания..

Вот и в истории мы можем увидеть, что  если какая-нибудь страна или человек берет знания, и использует их для своего эгоизма, то сваливается до «разбитого корыта», пока не очистится сам. В результате опять приходит к исходному состоянию, но уже в сложной ситуации, самоочищения, самоодухотворения.

А в 2016 году мы были в одном из залов Пушкинского Музея. Там мы увидели инсталляцию на тему Чудо-Юдо.
Тогда мы говорили  и об эпохе Рыб, которая закончилась, и об эпохе Водолея, которая должна была начаться.
А также о «подведении итогов», которое должно было произойти по всему миру в связи с этим переходом.
Вероятном подведении итогов в жизни каждого человека, семьи, страны… Переход из одной эпохи в другую. Говорили мы и о сказке Ершова и его «контексте Рыбы».
Город, большой и вместительный, на ките развернулся. Как такое возможным стало? Что-то чудо-кит сделал не так, натворил что-то (съел 30 кораблей). А раз в сказке появилась проблема, её надо решать. И помог решить эту проблему Иван Царевич.
Такой образ часто посещает художников. Вот например, я как-то увидел еще такой образ.
А  один знакомый философов-художник из Финляндии прислал нам свое изображение Рыбы.
Мне тогда показалось, что на этой картине, на фоне бесконечного Хаоса, который в полной мере отражает характер отдельных периодов прошлой «рыбной» эпохи, проявлялись редкие «искры»  осознания.
Я  тогда думала, что в океане доступной информации — или информационном Хаосе, который «скопился за целую эпоху рыб» — растворена «куча» неосознанной и неосмысленной информации — как взвесь. Неосознанная и неосмысленная взвесь, растворенная в воде — в мутной воде.
Скорее всего, подведение итогов и осознание всего этого «растворенного» в воде только предстоит человечеству.
Человек должен научиться очищаться от разного рода накопленной информации, должен научиться «чистить» свои «информационные поля».
В 2017 году, в декабре, мне рассказали о выставке, отрывшейся в Санкт-Петербурге. Она называлась «Хаос». Она открылась на первом этаже Академии Художеств — http://www.artsacademy.ru/vystavki/1002/.
Впечатление от выставки было примерно тоже, что и от Рыбы, «приплывшей из Финляндии». Много всего было, и вряд ли человечество можно назвать «осознанным»…раз оно столь похоже на эту «рыбу в мутной воде»
В любом случае, Рыбы, говорил мне один из филологов МГУ — это предыдущая эпоха — «мутное сознание» — неосознанные люди — нет осознания. Поэтому и ловцами душ человеческих — были «рыбаки» разных мастей — от Апостолов до…
И конечно, Рыбы — это образ, который в эпоху рыб был в изобилии… В первую очередь, сны…
Поэтому когда на мой код была  «вылеплена»  «рыба», я понял, что пришел важный момент и моей жизни  — момент подведения Итогов.
Поэтому без внимания «свою рыбу» я решил не оставлять.
Изображение рыбы в живописи встречается нередко. Это популярный, красивый и многообразный символ, известный на протяжении многих веков в различных культурах.
  • Рыб почитают как символ зарождения жизни (жизнь произошла из воды)
  • У северных таджиков и узбеков «рыбий орнамент» известный под названием «рыбий хвост«или «рыбья чешуя» трактовался как символ многочисленного потомства, а в некоторых случаях выступал олицетворением богатства и счастья.

Из катакомб к вершинам

Самое широкое распространение изображение рыбы получило в раннехристианском искусстве III—VI вв. н.э., Тогда символика употреблялась в первую очередь как тайнопись, чтобы единоверцы могли узнавать друг друга во враждебном окружении.

Символ Рыбы поясняет происхождение монограммы Иисуса. Каждая буква «древнегреческой рыбы» была для них соответственно первой буквой других, очень важных слов, выражающих исповедание христианской веры: «Iesous Christos Theou Hyios Soter»(греч.) — «Иисус Христос, Сын Божий, Спаситель» (сокращенно: ICHTHUS — Рыба).

С распространением христианства  символ рыбы обрел многозначность. Прежде всего, это — символ крещения: как рыба не может жить без воды, так истинный христианин не обретет спасения, не пройдя через воды крещения.

 

 

 

В творчестве другого великого художника той эпохи — Питера Брейгель Старшего — изображение рыбы иллюстрирует исключительно фламандские пословицы.

К мистической теме рыб обращался в 1940 г.
Николай Рерих в картине «Заклятие. Серафим»  изобразил шамана, обращающегося в своем обряде к силам воды, огня, земли и воздуха.
Художники любят изображать рыб по сей день и, наверняка, будут все время возвращаться к этому образу. Скорее всего, их интерес будет продиктован свойствами обитателей морских глубин, заложенными на подсознательном уровне: водная стихия, изобилие, богатство и разнообразие природы.
 А мне сейчас больше нравится вот этот образ. Чтобы он там не означал.

Автор записи: Kira avtor

Добавить комментарий