Анализ результатов «Психогеометрического теста»

Было проведено исследование на определение социопсихологической установки испытуемых (психогеометрический тест С. Деллингер). Рассматриваемая методика выявила, что из пяти предложенных фигур (квадрат, треугольник, круг, прямоугольник, зигзаг) подавляющее большинство педагогов во всех исследованиях (при повторной перепроверке) поставило на первое место круг (56%) как самую приоритетную («любимую») фигуру.

По мнению американского ученого С. Деллингер, круг чаще всего выбирают люди, отличающиеся максимальной контактностью, умением учитывать самые разные точки зрения. Круг выбирают люди с преобладанием эмоционально-образного мышления. В нашем случае — это и были художники-педагоги.

Такие качества педагога, как умение чувствовать аудиторию, гибко приспосабливаться к изменениям в окружающей среде и его артистические способности, отразились в эксперименте с фигурами.

Во втором параграфе экспериментальной главы рассматривается роль Синтетического метода в подготовке учителей к развитию творческого воображения учащихся в процессе их художественной деятельности. Излагается авторская методика, направленная на активизацию и исследование процессов воображения у взрослого и ребенка. Синтетический метод использует игровые методики, придающие заданиям эмоциональную привлекательность, яркость впечатлений и разнообразие творческих решений. Главная идея метода — это активизация творческого воображения и создание «нового продукта» в художественном творчестве.

Основным условием развития творческого воображения, по нашему мнению, является принцип свободы творческого поиска, демократическая обстановка в коллективе, диалогичность отношений, разнообразный характер занятий с включением коллективных диалогов, коммуникативных, игровых технологий.

Важным условием развития творческого воображения является принцип полихудожественности, разработанный Б.П. Юсовым, направленный на всестороннее художественное развитие учащихся.

В параграфе выявлена связь между творческой направленностью учителя и развитием творческого воображения ученика, а также представлен процесс развития творческого воображения обучающихся средствами Синтетического метода (Схема 1).

Схема 1. Процесс развития творческого воображения обучающихся средствами синтетического метода

направлен на

повышает профессионализм

применяя

на устремленность

нацеливает

тренирует дивергентное мышление

используя

проводит

с помощью

включает

 

Синтетический метод

 

Развитие творческого воображения обучающихся

Игровые методики, методы театральной драматургии, методы искусства, ситуации неопределенности

Творческая деятельность

Обучающиеся

Учитель/педагог

Тренинг

             

В третьем параграфе опытно-экспериментальной главы исследуется эффективность применения Синтетического метода в развитии творческого воображения учащихся в процессе педагогической деятельности учителей изобразительного искусства. Рассматривается двухуровневая проверка разработанного нами метода: первый уровень включает проверку результатов работы по развитию творческого воображения учителя; на втором уровне проверялись результаты развития творческого воображения учащихся учителями, подготовленными на курсах повышения квалификации в ЦНХО.

В эксперимент по проверке эффективности Синтетического метода были включены педагоги 7 школ. С их помощью задействовано 10 групп детей начальной и средней школы (с 1 по 7 кл.). Общее количество детей составило1600 человек.

На первом уровне эксперимента слушатели курсов ЦНХО (учителя изобразительного искусства) самостоятельно выполняли задания, включенные в Синтетический метод. На втором уровне эти же задания предлагались учащимся.

Данные приведенного эксперимента с 5-ю фигурами показывают значительную динамику в расположении фигуры «зигзаг» детьми начальной и средней школы на 1-м и 5-м месте. Если в начальной школе дети больше, чем в половине случаев (51,8%), расставляли фигуру «зигзаг» на первое место, то в средней школе этот процент сократился в 2 раза (25,5% для 1-го места).

Из приведенных диаграмм видно, что существует обратная динамика в расположении самой креативной фигуры (зигзаг), совпадающая со временем подросткового кризиса детей, приходящегося на возраст 11-12 лет.

В расположении фигуры «зигзаг» для 5-го места обнаружена также закономерность. У детей начальной школы (по данным эксперимента) «неприятие» фигуры «зигзаг» вызывалось лишь у 4,8% детей. В средней школе происходит «отрицательный» скачок в «неприятии» фигуры «зигзаг». Количество детей, ставящих фигуру на последнее место, возрастает в 10 раз. Происходит переход в выборе зигзага для 5-го места с 4,8% к 55,5%.

Диаграмма результатов «Психогеометрического теста С. Деллингер»

Начальная школа (1-4 кл.)

Рисунок 2.

Диаграмма результатов «Психогеометрического теста» С. Деллингер 

для учеников средней школы (5-7 кл.)

При сравнительном анализе данных взрослых и детей разных возрастных групп можно сделать заключение о существовании качественных и количественных различий в социопсихологической установке испытуемых.

Самая креативная фигура «зигзаг» (по мнению С. Деллингер) символизирует такие качества человека, как творчество, интегративность, интуитивность, мозаичность, образное воображение и т.д.

Проведенные эксперименты показали особую творческость детей младшего школьного возраста. Остальные три задания на креативность (опросник Д. Джонсона, «Мышление образами», «Широкие ассоциации») выявили высокие показатели творческости лишь для субъективной самооценки испытуемых. В целом проверка эффективности применения методики по развитию творческого воображения учащихся в педагогической деятельности учителя изобразительного искусства дала положительный результат.

В параграфе представлена достоверность полученных показателей, которая перепроверялась в целом ряде исследований с участием эксперта-психолога. По результатам проверки делаются следующие выводы: существует прямая закономерность влияния креативных проявлений педагога на общий уровень креативных достижений его учеников в процессе художественной деятельности.

Как показано в Схеме 2, тренируя и развивая творческое воображение человека (взрослого и ребенка), мы охватываем практически все высшие психические функции.

Схема 2.Интеграция связей творческого воображения

с другими высшими психическими функциями

Отношение к творчеству

Умственное развитие — показатель логического интеллекта IQ

Ассоциации
Интуиция —

показатель эмоционального интеллекта EQ

Творческое

воображение

Восприятие
Мышление

образами

Мотивы

(интересы)

и ценности

Память Внимание

Подготовка и переподготовка учительских кадров, направленная на раскрытие творческого потенциала личности педагогов, в результате проведенной экспериментальной работы доказала свою эффективность в активизации творческой деятельности не только учителя изобразительного искусства, но в апробации Синтетического метода в занятиях с детьми, представленного в детских рисунках (исследовалось около 2000 рисунков).

В заключении обобщаются результаты проведенного исследования и в соответствии с поставленными задачами и гипотезой делаются следующие выводы:

1. Профессиональная подготовка учителя по развитию творческого воображения учащихся, базирующаяся на исторически сложившейся совокупности представлений о творческом развитии личности и открытиях современной психологии, является важным фактором выработки продуктивных методов деятельности в современном стремительно преображающемся мире.

2. Синтетический метод, направленный на активизацию динамических процессов в развитии воображения обучающихся и создание благоприятной для развития творческого потенциала среды, имеет комбинаторный характер и основан на тренинге, включающем задания на интеграцию психических функций, входящих в состав воображения (наблюдательность, умение видеть целое раньше частей, ассоциативное восприятие, фантазирование, предвосхищение, интуитивные решения). Универсальность Синтетического метода состоит в том, что он дает возможность одновременного проведения констатирующего и формирующего эксперимента.

3. Критериями уровня готовности учителя к развитию творческого воображения учащихся являются:

— развитие коммуникативных способностей, умение видеть и ставить перспективные задачи творческого развития учащихся в изобразительном искусстве, активная жизненная позиция;

— знание принципов антропоцентрической педагогики с учетом закономерностей развития творческого воображения;

— обладание необходимыми качествами эмоционального интеллекта (интуиция, образное мышление, предвидение):

— знание и умение применять в художественно-педагогической деятельности механизмы развития творческого воображения обучающихся;

— способность к индивидуальной художественной деятельности для реализации собственного творческого потенциала.

4. Авторская программа «Развитие творческого воображения художника-педагога средствами изобразительного искусства» включает: психолого-педагогические условия подготовки учителя, изучение законов и механизмов работы творческого воображения человека, понимание специфики возраста ребенка и его эмоциональной сферы; способы активизации творческой активности учителя в условиях занятий в дифференцированных группах; овладение Синтетическим методом, как инструментарием для развития творческого воображения учащихся; анализ результатов диагностических методик, связанных с развитием творческого воображения как взрослого, так и ребенка.

Полученные результаты опытной работы – учебная программа, исследовательские программы и методики сформированности творческого воображения, продукты детского и учительского творчества (рисунки, сочинения, тесты, анкеты и т.д.) – могут быть использованы для продолжения исследовательской работы в направлении повышения педагогического мастерства учителя изобразительного искусства и совершенствования методологии подготовки и переподготовки учительских кадров в системе повышения квалификации.

Основное содержание диссертации и положения, выносимые на защиту, отражены в следующих публикациях автора, в том числе в изданиях, соответствующих списку, рекомендованному ВАК: 

1. Велтистов М. Е. «Противочувствования» техники чувств. // Художественная школа, № 2(7) — М., 2005. — с. 40-43.

2. Велтистов М. Е. Проблемы воображения и творчества в профессиональной подготовке учителя ИЗО // Дополнительное образование и воспитание, № 1. — М.: Изд-во «Витязь-М», 2006. — с. 8-12.

3. Велтистов М. Е. О развитии творческого воображения учителя изобразительного искусства //Дополнительное образование и воспитание, № 3. — М.: Изд-во «Витязь-М», 2006. — с. 42-47.

4. Велтистов М. Е. Актуальность учения Л. С. Выготского в повышении профессионально-педагогической подготовки учителей изобразительного искусства // Сб. Актуальные проблемы художественного образования. — М.: ИХО РАО, 2005. — с. 71-74.

5. Велтистов М. Е. Об опыте развития фантазии ребенка и усвоении новых художественных знаний в системе дополнительного образования. // Сб. Искусство в школе XXI века. — М.: ГОМЦ Школьная книга, 2000. — с. 128-130.

6. Велтистов М. Е. Фантазеры из «Синей птицы». // Искусство в школе, № 6, 2004. — с. 26-28.

7. Велтистов М. Е. Развитие творческого воображения на занятиях изобразительным искусством // Детское творчество, № 3. – М.: Народное образование, 2006. — с. 4-8.

8. Велтистов М. Е. Приоритет за учителем // Юный художник, № 9. — М.: Молодая гвардия, 2000 — с. 22-24.

9. Велтистов М. Е. Центр притяжения // Юный художник, № 10. — М.: Молодая гвардия, 2002. — с. 46-47.

10. Велтистов М. Е. Каждый день похож на праздник // Юный художник, № 2. — М.: Молодая гвардия, 2003. — с. 44-45.

11. Велтистов М. Е. Утро нового дня // Юный художник, № 3. — М.: Молодая гвардия, 2004. — с. 44-45.

12. Велтистов М. Е. Рукотворение души // Юный художник, № 8. — М.: Молодая гвардия, 2005. — с. 42-43.

13. Велтистов М. Е. Подготовка учителя к формированию творческого воображения учащихся на занятиях ИЗО / Сб. Художественное образование в парадигме современной культуры. — М.: РАО ИХО, 2006. — с. 159-162.

Автор записи: Kira avtor

Добавить комментарий