О Богатырях.

Каких Мы знаем богатырей? Как мы их представляем? Видимо, примерно так:

Но давайте немного более достоверный образ возьмем. Вот он:

Перед Вами сейчас очень известная картина Виктора Васнецова «Три Богатыря». Виктор Васнецов был не просто художник, он изучал археологию, древнерусский быт и старинные доспехи. Поэтому такой интересный образ получился.

А кто это в центре? Илья Муромец

По былинам, Илья Муромец был «старый казак»,  самый старший и мудрый.

Илья Муромец канонизирован русской православной церковью (это означает что он стал святым).

Все ли богатыри мудрые такие? Нет.

Мудрость, это то, что приходит с опытом.

 

А пока Богатырь молодой – он может еще быть и  чрезмерно  горделив, и груб, и хитроват. А еще  спесив и не чужд такому пороку как корысть.

С другой стороны, молодой богатырь полон отваги, задорен и весел…

Знаете, о ком идет речь? Правильно, это Алеша Попович.

А рядом с ними еще один богатырь. Это Добрыня Никитич.

По разным былинам, Добрыня был сыном боярина или родственником князя.

Говорят, что имя «Добрыня» означает «мягкосердие богатырское».

Добрыня при огромной физической силе «мухи не обидит», он защитник «вдов и сирот, несчастных жен». Добрыня также «артист в душе: мастер петь и играть на гуслях».

А есть еще одна известная картина Виктора Васнецова. Называется она  “Богатырь”.

У нее есть и другое название «Витязь на распутье».

Известно, что сюжет картины возник под впечатлением от прочтения автором русских былин.

Надпись на камне  не видна. Но в письме Васнецов пишет: «На камне надписи не видны, я их спрятал под мох и стер частью. Надписи эти отысканы мною в публичной библиотеке …»

Надписи на камне – это своего рода загадка художника. Тот, кто смотрит на эту картину, должен прочитать былины русские, чтобы узнать о том, что на камне написано.

Но в былине и сам Богатырь должен отгадать некую загадку!  В чем смысл этой загадки?

На самом деле, Васнецов, как и Баснописцы, хотел сказать о начале Русского Пути.

А что такое Русский путь? Русский — значит Духовный. Вы, вероятно, слышали такие фразы: «русская душа», «русский дух». «Там русской дух… там Русью пахнет!» О чем это таком в своей поэме «Руслан и Людмила» нам захотел поведать А.С. Пушкин?

И почему же Духовный путь? Потому что Русский Богатырь не ищет в своей жизни ни богатства, ни почестей… он следует высшим духовным ценностями и идеалам.

Если мы внимательно почитаем былины и сказки русские, и последим за развитием событий, то увидим, что только духовный путь выводит Богатыря на понимание жизни, на мудрость…

Что в начале сказки бывает? Давайте вспомним.

Сказка «Морозко». Вначале у молодого богатыря много эгоизма. Он стоит только перед зеркалом, красуется. Никому не помогает, добрых дел не делает. Он совершает ошибки, поскольку поступает неправильно, проявляет эгоизм.

И тогда сама жизнь его начинает учить… -он превращается в медведя (ходит с медвежьей головой) и вокруг него складываются неприятные обстоятельства.

В результате, он попадает в беду, а затем ищет путь спасения и начинает постепенно учиться мудрости – получать мудрые знания и опыт.

И только тогда, когда Богатырь набирается опыта, узнает, что происходит, если совершать добрые или злые поступки.

И делает уже осознанный выбор — делать добрые дела, т.е.  «встает на духовный путь».

И только после того, как он приобрел опыт (накопил мудрость души), он начинает принимать грамотные решения и управлять своей судьбой.

Как результат, находит невесту,  и происходит свадьба.

Т.е. Богатырь вначале добывает знания  (или получает знания от Учителей), затем проверяет полученные (добытые) знания на практике, и только потом может принимать грамотные решения и управлять своей судьбой.

А еще что делает настоящий Богатырь? Еще сражается с любым злом. Например, вот так:

У этого «Зла» множество может быть «чудных голов»  — не только «медвежья» или «драконья». И называются они по-разному… и выглядят «чудно»…

А если внимательно сказки прочитать, то об этих «головах» узнать можно намного больше, это и «ложь», и «жадность», и «гордыня» и др. «головы страшные»…

Но давайте вернемся к богатырям…

Где Богатыри получают свои знания ? В дружине, конечно…

А Дружина – что это такое? Это определенные центры, в которых идет подготовка богатырей.

Вот наш с вами клуб «Пересвет» — можно тоже назвать такой дружиной.  И учителя тоже самые настоящие.

Учитель – это тот, кто когда-то уже получил знания от своих учителей и проверил их на практике, получил опыт, а теперь начинает собственный опыт давать другим.

А в других странах есть «свои богатыри»? Конечно, есть. Но называются они иначе  – на западе мы их знаем как Рыцарей, а на востоке – называем Героями… Вспомним  известные образы:

   

 

Но «Русский Богатырь» — это вовсе не Тевтонский Рыцарь, и не японский самурай!

Чем же они отличаются от нашего Русского Богатыря?

Если внимательно изучить сказки про Рыцарей, то мы из них узнает, что Рыцарь – служил своему начальнику и ради своего начальника свою жизнь приносил в жертву.

Герои – это на Востоке. А что они там делали – восточные герои-самураи? Они добывали колоссальные знания, и несли их императору. И эти знания требовали невероятной памяти. Любой самурай был еще и ученым. И должен был запомнить 40 000 иероглифов. И только тогда он становится настоящим героем-войном-философом. Самурай в Японии – это не просто воин-спортсмен, но и невероятно умный человек, ученый, обладающий феноменальной памятью. Основателем Дзюдо был именно такой человек — воин, философ, ученый — Дзигоро Кано.

А кому служит русский богатырь? Своему хозяну? Нет, Богатырь служит высшим духовным идеалам и ценностям. А как он их находит?

Он обращается всякий раз к своей душе…  , подражая примеру святых русских воинов. Одним из таких примеров является Александр Пересвет, великий православный подвижник.

Из истории мы также знаем, что Александр Радонежский, в миру Пересвет был опытным ратником.

18 августа 1380 года благоверный князь Московский Димитрий испросил у преподобного Сергия Радонежского благословение на Куликовскую битву и просил также дать ему в подкрепление 2 воинов — братьев Александра-Пересвета и Андрея-Ослябю.

Передав воинов в распоряжение князя, преподобный Сергий сказал им: «Мир вам, братья мои, крепко сражайтесь, как добрые воины…».

По дороге на битву Александр-Пересвет остановился в келье отшельника. Облачившись в воинские доспехи, монах-богатырь отдал отшельнику свой дорожный посох, сделанный из цельного яблоневого дерева.

В день Рождества Пресвятой Богородицы, перед началом Куликовской битвы, Александр-Пересвет принял вызов и вступил в единоборство с одним из самых сильных войнов противника. Воины ударились копьями, оба упали с коней и скончались. По преданию, такой «ничейный» исход поединка воодушевил русские войска и стал залогом их исторической победы.

Тело Александра Пересвета было погребено близ церкви в честь Рождества Богородицы «на старом Симонове». Здесь же положили тело преподобного Андрея-Осляби.

Подвиг святого Александра Пересвета стали сразу стали прославлять в повествованиях о Куликовской битве.

А уже в наше время (в 1981 году) имена святых монахов-воинов были включены в состав Собора Радонежских святых.

В 2000 году в честь святого был назван город «Пересвет».

Память святых было определено отмечать накануне праздника Рождества Богородицы (дня Куликовской битвы) — 7 сентября.

 

Вот и на логотипе клуба «Пересвет» мы  видим Александра Радонежского, в миру Александра Пересвета — Русского Богатыря.

Автор записи: Sergey

Добавить комментарий