Познавательно-исседовательская роль путешествий

В мире есть сказки и песни, есть книги и люди, некоторые из них станут твоими друзьями. Есть цветы, и нужны они только для того, чтобы быть красивыми. Разве это не удивительно и не весело? А по всей земле разбросаны леса, и озера, и горы, и реки, и города, которые ты никогда не видел, но, быть может, когда-нибудь увидишь! Поэтому говорю тебе, сын мой, что земля —прекрасное место для того, чтобы жить на ней, а жизнь — дар, и никогда не верь тем, кто пытается сказать что-то другое!..

Астрид Линдгрен

А мы с вами поговорим сегодня о том, что  жизнь наша — это не просто Дар, о котором говорит Астрид Линдгрен, но еще и о том, что это одно большое увлекательное путешествие.

На прошлом занятии я уже сказал, что путешественник — это профессия. Профессия Путешественник внесена в кадастр мировых профессий.

Давайте я Вам сейчас покажу человека, благодаря которому  профессия путешественника была внесена в кадастр мировых профессий. Его зовут Сандуков Виталий. Это необыкновенный человек.

Виталий — наш современник — российский Индиана Джонс. Он же внес предложение о необходимости изучение в школе различных дисциплин, связанных с Безопасностью. Вот, например, предмет ОБЖ.

Чему предполагалось  учиться на таком предмете как Безопасность?

А что такое Безопасность ? Как Вы это понимаете?

Прежде всего, безопасность — это способность человека познавать мир в котором он живет, НЕ ПРИЧИНЯЯ ВРЕДА НИ СЕБЕ, НИ МИРУ, В КОТОРОМ ЖИВЕТ ЧЕЛОВЕК, т.е. быть Путешественником «по жизни». Или в Душе быть путешественником. Т.е. мы рождаемся и каждый день исследуем и познаем тот мир, в котором мы живем, и уже по-сути, являемся Путешественниками.

А все ли это Понимают?

«Турист ищет впечатлений и тратит деньги, а путешественник-профессионал мир исследует».

В. Сандуков.

Виталий Сундаков организовал и провел сотни научно-исследовательских и приключенческих экспедиций в самые отдаленные и труднодоступные уголки планеты.

В мире путешествий Витали Сандуков —  одно из самых «громких» имен. Его достижения сравнимы разве что с заслугами великих первооткрывателей прошлого — Марко Поло, Джеймса Кука или Афанасия Никитина — он единственный! из наших современников, кто сумел открыть сразу два первобытных племени, причём в разных частях планеты. Он жил и контактировал с болоее чем 30-ю племенами и закрытыми сообществами. Его рекорды, открытия и ценные научные сведения измеряются сотнями.

Вот на этом я хочу немного остановиться.

Ответьте мне на такой вопрос… если я пойду в большое путешествие по Тамбовской области, и не поеду в Австралию изучать первобытные племена, то я перестану быть Путешественником?

А если я просто пойду по нашему городу и буду изучать символы и знаки и разгадывать загадки?  — я буду при этом Путешественником?

Я всегда буду являться Путешественником!, если буду познавать новое, изучать мир в котором я живу.

А что нам может посоветовать Виталий Сандуков?  Давайте посмотрим небольшое кино. Даже эпизод.

О чем самом главном нам сообщил в этом коротком ролике Виталий Сандуков?

В этом фильме он затронул очень важный вопрос — вопрос познавательной, образовательной, научной значимости путешествий в нашей жизни.

Так как же можно стать настоящим исследователем и путешественником?

Настоящий путешественник — это самый настоящий ученый. Ученый, который изучает различные науки, получает разносторонние знания. Это и биология, и история, и география, и физика, и экология, и социология,  и этнографии, и вопросы краеведения и  управления…

  • А всегда ли Путешественник использует современные знания? Не всегда. Часто приходится иметь дело с предметами и фактами из жизни различных цивилизаций прошлого…
  • По сути путешественник всегда видит связь между прошлым — настоящим — и будущим.
  • Путешественник — это человек, соединяющий в себе различные знания, культуры и науки, которые выработало человечество на протяжении многих тысячелетий. По сути, это человек, осваивающий колоссальный объем знаний и навыков.
  • Путешественник — это человек, который с большим интересом изучает наработки своих коллег-ученых.

А все ли  путешественник «принимает на веру?» из того, что известно из различных источников?

А что всегда помогает Путешественнику? — оказывается, русский язык.

Виталий Сандуков долго учился в университете, очень известном — МГУ. Он филолог по образованию, т.е. человек, который изучает русский язык.

Как Вы думаете, после того, как Виталий «обошел весь мир» , что он сделал?

Он открыл «Школу Русского Языка»!

К урокам в этой школе мы будем иногда с вами обращаться, как и к другим наукам, которые нам будут помогать…

Поэтому давайте перейдем к следующей небольшой части нашего занятия — к русскому языку. Он нам поможет ответить на такой вопрос — что такое Путь.

«…Главная цель — научиться понимать русский язык во всем его изначальном великолепии и волшебстве, дабы затем с легкостью и изяществом понимать отныне если не всё на свете, то многое и, главное, что осознанно…»

«Знакомство с лесом или почему с собой в путешествие надо брать русский язык»

А. В. Федосеев

Что главное в жизни Путешественника ?  — пути и дороги!

Так вот,… дорога и путь, оказывается – вовсе не одно и то же!

Наши предки, Путь никогда не называли Дорогой.

Итак: Дорогой по-русски называлась только та Дорога, что идёт вдоль реки. По берегу реки. Вдоль берега реки. А зимой соответственно – прямо по руслу реки, по льду и снегу. Если дорога была главной дорогой, то есть, шла вдоль какой-то большой реки, то эту дорогу хорошо обустраивали. Например, вдоль дороги через определённые промежутки вкапывали особые столбики, иногда с указателями, и, такой высоты, чтобы их зимой снегом не засыпало, не заносило. Это делали для того, чтобы зимой не заблудиться, чтобы в пургу и вьюгу дорогу не потерять. Такие столбики называются дорожные вехи или вешки. И тогда, такая дорога называлась Столбовая Дорога.

А Путём называлась такая дорога, которая идёт от одной реки до другой. Пути идут поперёк настоящих дорог, и, значит, они идут поперёк рек. Путь идёт от одной реки, доходит до другой реки, переходит её по мосту и идёт дальше к следующей реке. Все мосты через любую реку стоят на путях, и поэтому они сами, разумеется, есть частички путей.

А что называли тогда Мостом?

По-русски, мелкое место на реке, на мелководье, по которому эту реку можно перейти, называется Брод. Весной в реках воды полным-полно — то есть полноводье, а летом вода спадает до самой маленькой водицы в году. Вот в это самое время, наши предки в самом мелком месте реки её дно, этот самый Брод, и мостили камнем. Мостили – то есть, выравнивали дно реки, плотно укладывали камешек к камешку, и потом всю эту каменную кладочку утрамбовывали и укрепляли-сплачивали. Вот по этой каменной кладке, по мощеному броду, потом и переходили они реку туда и обратно на своих ногах или верхом, или переезжали её на повозках, запряжённых ослами, лошадьми или быками.

Словом,

Изначально Мостом назывался Мощёный Брод. …Конечно, по мосту было куда удобнее ходить и ездить, чем по дну с беспорядочными камнями и ямами, по глине, песку, илу, и по скользким водорослям и мхам. От использования такого моста людьми и от осеннего и весеннего разливов реки кладка моста постепенно портилась, разбивалась и приходила в негодность. Поэтому каждый год летом мост поправляли, чинили,.. или мостили заново.

Теперь мы с вами поговорим сразу о наших путях-дорогах. А у нас их в городе множество…

Поэтому следующий раздел нашей с вами беседы будет называться:

«Путешествие по «Вороне» — или русский язык как путеводная звезда»

Сразу поясню, что эту удивительную информацию придумал не я сам, а я всего лишь прочитал у известного Вам уже  местного Краеведа-поэта-философа Федосеева А.. И что же Андрей Федосеев нам рассказывает:

Река Ворона течет с трёх сторон от нашего города. А с четвертой стороны — течет река Старая Карга — Каргаловка.

Единственный выход –  «минуя вороньё» — это путь на Тамбов. А что это за путь?

Все, наверное, могут услышать ТАМ БОГ.

Ничего не напоминает? А помните такую картину. «Витязь на распутье». Это известная картина Виктора Васнецова, известного русского Художника. Сюжет картины возник под впечатлением от прочтения русских былин.

Надпись на камне соответствует былинным текстам, но видна не полностью.

В письме Васнецов пишет: «На камне написано: «Как пряму ехати — живу не бывати — нет пути ни прохожему, ни проезжему, ни пролетному». Следуемые далее надписи: «направу ехати — женату быти; налеву ехати — богату быти» — на камне не видны, я их спрятал под мох и стер частью. Надписи эти отысканы мною в публичной библиотеке при Вашем любезном содействии.»

На самом деле, Васнецов, как и Баснописцы, хотел нам указать о начале Истинного Русского Пути.

А что такое Русский путь? Русский — значит Духовный.

Почему Духовный? Потому что наш Русский Богатырь не ищет в своей жизни ни богатства, ни почестей… он следует высшим духовным ценностями и идеалам.

Вот и у нашего с вами родного города только один путь, как у Былинного Богатыря — Духовный Путь — путь к Богу (к ТамБОву).

А теперь давайте подумаем, где Богатырь будет черпать знания, которые ему пригодятся в походе?

Правильно, опыт собственный опыт — то, что называют «опыт жизненакопления»…

А еще где?

В разных областях науки прошлого и настоящего.

Мы вот с вами имеем не так много опыта, и поэтому сейчас немного обратимся  к наукам прошлого.

А где такие «науки» брать?

Науки прошлого для нас соединились в сказах и былях.

«Русский язык как путь»

Мы на прошлом уроке с вами изучали наш российский герб. Теперь на другое изображение давайте посмотрим. Какие выводы мы могли бы сделать?

Сказ о гербе Тамбовском

В древности в большей части поселений Тамбовского края дружно жили русские разные народы.  Одним из самых распространенных занятий тогда был – сбор меда диких пчел. Это приносило хороший доход. Места, где добывался мед, назывались ухожья.

Как-то раз мужики надумали посетить ухожье в месте слияния рек Цны и Студенец.  С собой мужики взяли сироту Ванятку, отца которого убили враги, а мать с сестрой взяли в плен. Мальчишка отстал от взрослых. Прошел он по лесу, любуясь цветами и травами, и вышел к высокому берегу Цны, неспешно несущей свои воды.

Внезапно все вокруг потемнело, началась гроза. В дерево, стоящее на лесной опушке, ударила молния, оно с треском упало и загорелось. Над деревом заметался рой диких пчел, жалобно жужжа, как будто умоляя Ванятку вызволить их из беды. Стал мальчик сбивать огонь своим кафтаном, а тут и ливень начался, помог ему огонь потушить и спасти пчелиную семью.

Внезапно появившийся старец. Он положил свои руки на голову мальчику, и тот вдруг ощутил такую теплоту, ласку и доверие, какие могут идти только от матери и отца. Вспомнив родителей, Ванятка заплакал.

Утешил его старец и молвил: «На этом самом месте будет стоять крепость, которая защитит наш край от злых врагов. Крепость ту назовут Тамбовом, и вскоре станет она городом многоликим».

И еще молвил старец: «Покажу я тебе, Ванятка, где сокрыта земли нашей Тайна».

На небе появился золотой улей и из него вылетели три серебряные пчелы. Первая пчела села на правую ладонь старца, вторая – на левую, а последняя пчела села на лоб старца. «Когда в одном круге соединятся прошлое, настоящее и будущее – край Тамбовский преобразится».

[stextbox id=’custom’ color=’000000′ bgcolor=’f0eca1′]

Старец объяснил мальчику:

  • пчела на правой руке будет собирать знания, полученные из опыта и честного труда;
  • пчела на левой руке будет собирать и беречь красоту;
  • а пчела, что села на лоб будет хранить и крепить веру.

И когда их соединит круг вечности, расцветет край Тамбовский и откроется великая тайна, схороненная до времени.

Крепость действительно стала городом, герб которого украшают улей и пчелы….

А о тайне, которую следует разгадать, мы с Вами поговорим немного на следующем занятии…

[/stextbox]

Автор записи: Sergey

Добавить комментарий